29/03/1948 - 13/02/2022
Живописец, график, художник — монументалист (витраж, мозаика, монументальная живопись).
Учился в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова с 1971 по 1975г., там же непродолжительное время преподавал (1992-1993гг.). Как считает сам художник своему профессиональному становлению он обязан педагогам училища, художникам более старшего поколения А.С. Легостаеву, Г.П. Михайлову, Т.Ф. Теряеву, А.М. Чернышеву.
Участник выставок с 1978г.: областных, республиканских, всесоюзных, международных.
С 1991г. член Союза художников России.
Один из организаторов выставочного объединения «Синтел-Радуница» (образовано в 1990г.), член арт-группы «Зеленый остров».
Произведения художника находятся в Таганрогской картинной галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, в частных коллекциях России, Украины, Германии, Англии, Дании, США, Швейцарии, Марокко.
«Метафизическая реальность Алексея Шагинова».
Об Алексее Шагинове можно с уверенностью сказать, что он давно состоялся как истинный профессионал. Свидетельство тому - его творчество, множество картин и эскизов-размышлений. Скромный и незаметный в быту, он весь раскрывается в своих произведениях, рождённых на стыке духовного и материального миров. Иногда кажется, что и сам художник –метафизический, придуманный образ, настолько ирреальным кажется его существование вне пространства собственных полотен и дневников.
Как определить, где более реальный Шагинов; присутствующий в повседневной, обычной жизни или, превращённый в объект собственного художественного произведения?
Воплощённый в главных персонажах своих картин, он словно балансирует на грани мифа и реальности. Мастер уверенно вводит в ткань произведения не только черты видимой жизни, но и образы иного континуума: от скрытых сторон собственной души до отображения трансцендентного «Я», включения в пространство картин философско-метафизических тем; таких, как Ничто, Бытие, Бесконечность…
Однако к его работам нельзя подходить только с философских или, скажем, метафизических позиций. Любая философско-метафизическая конструкция произведения автора подчинена многогранности художественных ассоциаций, раскрывающихся в глубинах авторского подсознания. В мифологических и религиозных образах, бесконечных сериях портретов и натюрмортов, художника волнует не столько пластика изобразительного ряда, сколько пограничные состояния, раскрывающие рубежи душевных переживаний: перелом, боль, печаль, «воскрешение из небытия». Насколько притягательны метаморфозы, происходящие, по мере «вчитывания» в визуальный ряд, с этими, казалось бы, на первый взгляд, простыми ликами и геометрическими фигурами! С условными силуэтами рыб, покрытыми мелкими вибрирующими штрихами, словно подтверждающими их «субстанциональную» изменчивость…
В его станковых картинах и небольших графических работах - удивительное сочетание зыбкости предметного мира и одновременно такой цементной спаянности, что создаётся ощущение некоего цельного монумента. Эта монументальность сформировалась, по признанию самого художника, ещё в 60-х гг., под влиянием О.Б.Павлова, преподавателя суриковского института. В этом смысле – представленный художник - продолжатель традиций прошлого столетия. Тем не мене, миропонимание Шагинова требует другой эстетики, нежели та, что знакома нам по классическим образцам художников-монументалистов XX века. Автор возвращает искусству те ритуальные черты, которые были присущи ему в самом начале… Аскетичная стройность формы, экспрессивная ломанность линий, жесткий контур силуэтов приближают живопись и графику Шагинова не только к архитектонике абстрактных композиций Малевича, но и к лаконичности наскальных рисунков, поражающих своей сакральной значимостью.
Искусство для него - квинтэссенция Света и Тьмы, Ненависти и Любви, Разрушения и Созидания… Это придает его работам силу, объемность и, в то же время, незавершённость. Незавершённость, многозначность визуальных дневников мастера вполне соответствует недоговорённости художественного высказывания современного искусства.
Художник Шагинов - удивительный человек, который как настоящий творец, чуждый всяческой суете, живёт в придуманном им самим мире. И, как ни парадоксально это звучит, но именно недосказанность, незавершённость его работ, призывающих зрителя интерпретировать созданные образы, искать смысл их фантасмагорического языка, придает всему творчеству автора целостность и определенность.
(С.В.Крузе к.ф.н.,член СХ России,директор ГОУК «РОМИИ»)
Миры Алексея Шагинова.
Алексей Шагинов, родом из Керчи, где небо, море и камни формировали космизм его крепкой духовной оси приятия. Творчество молодого Алексея зрело на Дону и я знаю как он был благодарен судьбе за встречу с подлинно глубокими мастерами в годы учебы в РХУ им. М. Б. Грекова.
Его наставниками были Тимофей Федорович Теряев и Герман Павлович Михайлов, педагоги, чьи личности высоко подняли планку учебного процесса. Собственным примером они раскрывали студентам суть художественного метода в задачах образного воплощения бытия. Глубокое уважение и любовь к учителям сохранились у Алексея Ивановича на всю жизнь. Тихий и тонкий график и колорист Михайлов и жесткий, грубоватый по характеру, мощный живописец Теряев - две полярных по темпераменту личности крепко дружили, преображая творческую атмосферу училища. Теряев даровал путь к осмыслению образа человека через лаконичный и мощный символ, в котором глубокий фон определял образную выразительность модели.
Уже тогда, в 70-х, у Алексея Ивановича проявился дар виртуозного рисовальщика и живописца-символиста. В толстых папках с файлами сохранились сотни ранних набросков, вполне завершенных по композиции. В них можно увидеть как под тонким грифелем карандаша у юного грека рождались формы и пластика античных фигур, преображенных фантазией парадоксального мышления.
Творческое наследие мастера представляет уникальное явление символизма в современном отечественном искусстве. Большие циклы произведений : «Мадонны» и « Материнство», «Рыбы», «Геометрия музыки», «Цари» и «Гении русской словесности» были хорошо известны зрителю по выставочным проектам, созданным в залах Ростовского музея изобразительного искусства, Музея современного изобразительного искусства на Дмитриевской, М-галереи и Литературного музея в Москве.
Ранние шедевры на античную тему, как и символические образы материнства, темы космоса, борьбы света и тьмы в технике масляной пастели раскрылись в проектах экспозиций «Миры Алексея Шагинова». Они были осуществлены в год ухода художника из земного мира на трех различных площадках выставочных залов и музея истории города Ростова-на-Дону. Собранные в единое целое уникальные работы предстали духовными посланиями, подобными полифоническому хоралу.
При восприятии графических циклов Шагинова работы мастера раскрываются, перекликаясь по сходству и контрасту, в симметрии радиальных отношений земного шара и небесных сфер, в контрастах масштабов образа Создателя и мира и очеловеченных стихий в мельчайших ликах светящихся в небе. В целостной системе перекрестных связей, соответствий и параллелей рождается многообразный строй ассоциаций. Развитие эпической, драматической и лирической линий в их сближении и скрещивании, выражены в присущем Алексею Шагинову уникальном художественном языке. Космос, неделимый с земными явлениями раскрыты в столь выразительном, контрастном и лаконичном символе, что могут быть увеличены до монументальных масштабов фрески или мозаики, в любом формате настенной живописи. Это полифония большой драматургической формы.
В циклах, выполненных масляной пастелью, светящиеся из глубины умбристых фонов, шагиновские образы притягивают эмоциональной силой и той философской метафорой, а в последние годы его жизни трагедийностью, которая близка знаменитым «Капричос» Гойи.
Сегодня произведения Алексея Ивановича Шагинова звучат набатом, будящим человеческую душу великим призывом к миру.
Художник-отшельник, Алексей Шагинов остался для нас вестником и пророком, являющем в графических миниатюрах небесные знамения.
В последние годы он создал тысячи композиций, стенографически отразивших тайники его открытого, доброго и страдающего сердца. Каждый день его жизни был актом художественного послания человечеству, созданного через видение живых стихий небесного мира. Эти символы Земного и Небесного, борьбы и победы Света над Тьмой раскрываются в последних работах художника. В каждом, даже самом миниатюрном произведении мастера заложен монументальный образ, несущий общечеловеческие смыслы. В них живет призыв к сохранению нашей планеты, выросший из факта биографии - разбомбленного в 2014 году здания ДК в Луганске, где Алексей Шагинов выполнил 20-метровый мозаичный рельеф «Древо жизни», чудом уцелевший на главном фасаде в руинах постройки. Постигая этот трагический факт в жизни мастера, понимаешь смыслы и идеи его многих произведений.
(Искусствовед-эксперт Минкультуры России, эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО Ирина Гуржиева.)
► ВЫСТАВКА "ЭКОЛОГИЯ ДУШИ" 2008г.
►ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА К 75-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА 2023г