27/03/2008 21:00 - 20/04/2008 22:00
Музей современного искусства, по определению, призван поддерживать новейшие художественные поиски. Однако чем глубже мы входим в двадцать первый век, тем отчетливей понимаем, что почти невозможно создание в искусстве сегодня чего-то абсолютно нового, не связанного с прежним опытом. Нелегко и, не порывая с грузом художественной традиции (включая широчайший спектр направлений искусства века XX), обрести и сохранить собственную творческую индивидуальность.
В живописи Алексея Шагинова искушенный критик отметит реминисценции кубизма, отдаленные отзвуки влияния представителей "Парижской школы". Но никто не сможет отрицать безусловную узнаваемость его творческой манеры.
Выставка приурочена к 60-летию А.И.Шагинова и включает произведения разных годов, позволяя судить о творческой эволюции этого вполне состоявшегося зрелого художника, сочетающего в облике рыцарственность и что-то неизбывно юношеское. Крепкие профессиональные навыки мастерства живописца и графика он получил в Ростовском художественном училище им.Грекова, в котором позднее преподавал сам. Член Союза художников, участник многочисленных выставок (зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных, в том числе в составе арт-группы "Зеленый остров") и персональных - Шагинов всегда остается собой, уверенно следуя однажды выбранным путем. Скромность, немногословие, явная интравертность, полное отсутствие саморекламы - а за ними непререкаемая вера в единственную для себя возможность того, что делает. Шагинов никогда не стремился и не стремится угождать широкой публике, изображая мир доступно-"похожим", как не эпатировал зрителя намеренным авангардизмом в расчете на внимание "избранных".
Алексей Шагинов - художник-интеллектуал, философ и аналитик. Форма в его картинах всегда сохраняет свою конкретность, то распадаясь на множество граней, то сливаясь в новое единство, предельно обобщенное в образном лаконизме. Свет порой размывает эту форму, но не снаружи, а, кажется, изнутри, делая ее почти прозрачной, свободно проявляющей сущность идеи. Явления, чувства, люди и предметы, освобождаясь от наносного, случайного, сиюминутного, предстают в какой-то первозданной очищенности и определенности. О дружбе, любви, радости материнства, о добре и зле, тьме и свете, о поэтичности скромных уголков природы и обыденных предметов, о которых сказано, кажется, уже бесконечно много, художник говорит столь нетривиально, что мы узнаем их заново и словно открываем впервые. Модели на портретах Шагинова всегда узнаваемы, но не столько внешними чертами сходства, сколько проявлением черт глубинных. Цвет, сложный, мерцающий, то сгущается до мрачных напряженных аккордов, то становится легким, туманно-жемчужным, почти неуловимым. Может быть, ослепительное южное солнце, шепот моря, обаяние ушедших культур, следами которых пронизана земля родной для художника Керчи, в какой-то мере предопределила колористическую сложность и содержательную наполненность его произведений.
Если прибегнуть к аналогии музыкальных жанров, творчество Алексея Шагинова - это "авторская песня", пронзительная и трепетная.
Мелодия его живописи способна заворожить зрителя навсегда, ибо - прислушайтесь - она звучит в нас самих.
Произведения Алексея Шагинова находятся в собраниях ряда государственных музеев и частных коллекциях.
(Евгения Кишкинова )