График и теоретик искусства. 
Родился в Москве. Учился в Московском (1914-1922) и Фрайбургском (Германия) университетах (1925-1926). Участник выставок с 1933 года. Член СХ СССР с 1937 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Доктор педагогических наук. 
Известен как ученый, написавший фундаментальные труды: "Восприятие предмета и рисунка" (1950), "Композиция в живописи", "Цвет в живописи", "Мысли об искусстве". Работы находятся в ГТГ, ГМИИ, Военно-медицинском музее в Петербурге. Акварели Н. Волкова неоднократно экспонировались на зарубежных выставках в Брюсселе, ГДР, Финляндии и других странах.


Николай Николаевич Волков - один из наиболее интересных представителей московской школы живописи. Его работы легко узнаваемы не только по своеобразию авторского стиля, но и по неизменности преобладающей просветлённо-эллегической интонации. Почерк художника невозможно спутать ни с каким другим: его отличают особая забота о цельности колорита, согласованность сдержанной цветовой гаммы, объединяющей предметы окружающего мира. Деревья, дома, люди в полотнах Николая Волкова растворены в потоке света и воздуха. Вся плоскость картин состоит из переливающихся акварельных пятен, поглощающих плотность зданий и человеческих фигур, превращающих псе это в единый, построенный на цветовых нюансах мир, освещенный талантом живописца и графика.

Акварель - необычайно сложная техника, податливая лишь в руках умелого мастера. Она может быть прозрачной, воздушной, нежно окутывающей предметы или контрастно-динамичной, где активизация цвета делает решительный шаг к его декоративному преображению. Художнику свойственно парадоксальное соединение монументального взгляда на мир и скромная камерность избранного мотива. Талантливый акварелист и настоящий патриот, как по образности работ, так и по значимым для нею традициям, Волков страстно любил Москву, создав военные наброски и этюды проникнуты ощущением ностальгии по родному городу. "Мой рассказ о Москве" - романтичная реплика будней военного времени.

В начале Великой Отечественной войны Николай Волков работал в штабе 14-й стрелковой бригады в городе Чебоксары (1942-1943 гг.), затем, в качестве военного корреспондента Военно-медицинского музея (1943-1944 гг.), побывал на Брянском, на Втором Украинском фронтах, в местах сражений на К урской дуге. Акварели и зарисовки того сурового периода стали основой для многих живописных полотен, хранящихся в частных и музейных коллекциях. Серия акварелей "На выставке трофейного оружия", выполненная но заказу Бюро выставок и панорам, была представлена на одной из первых московских послевоенных выставок 1945 года. Орудия и самолеты, помещённые в среду послевоенного пейзажа, разрушают обычные пространственно-временные связи. Пространство и время - философские категории, обретающие в искусстве особое звучание. Несмотря на точно указанные даты и места изображенных событий, созданные художником образы теряют четкие временные и топографические ориентиры, порождая чувство прикосновения к вечности.

Живописное видение мотивов, свойственное Волкову-практику, дополнено мировосприятием теоретика, активно включенного в процесс развития отечественной науки. Интерес исследователя к проблематике современной философии и психологии, нашел отражение в трудах в области психологии изобразительного искусства и в ранних философских работах, легально опубликованных еще в 20-е гг. XX века (в "Научных трудах" Государственной академии художественных наук (ГАХН) под рубрикой "эстетические исследования" - вскоре их выпуск был прекращен). К сожалению, был подготовлен к печати, но так и не увидел свет обширный сборник статей "московских феноменологов", в том числе Н.Волкова, па тему модификации феноменологической парадигмы в русской философии начала прошлого столетия.

Высочайший профессионализм художника, помноженный на яркую индивидуальность философа, позволил Николаю Волкову вырваться за рамки нормативной эстетики официоза, свойственной многим произведениям на военную тематику. Изобразительная условность, основанная на натурных впечатлениях, обращение к непосредственности этюда, позволили создать обобщённый поэтический образ, не противопоставленный окружающему миру, а растворённый в нём. Время на полотнах художника окрашено воспоминаниями прошлого, субъективным переживанием ожидания будущего. С другой стороны, пространство, сотворенное памятью автора, перемещаясь из прошлого в настоящее, порождает воображаемую одновременность переживаемых событий, приглашая зрителя пройти вместе с мастером по дорогим его сердцу уголкам России.

(Светлана Крузе искусствовед, кандидат филоофских наук)


► ВЫСТАВКА "НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ" 2007г.


ВЫСТАВКА "ЗЕМЛЯ В СОБСТВЕННОСТИ 2008г.