Сегодня  мы приглашаем зрителей  на небольшую прогулку по Подмосковью, камерным столичным дворикам и московским проспектам. В представленной  коллекции крайне мало хрестоматийных видов столицы середины прошлого  века, почти нет парадных изображений  знаменитых зданий...  Николай Волков  любил бродить по  московским  улицам и переулкам,  останавливаясь для набросков во дворах типичных новостроек, у  чугунных оград ампирных особняков и  небольших церквей.  

            Рассматривая случайно выхваченные из городской среды фонари,  машины и строительные краны  невольно забываешься  и теряешь ощущение времени: настолько увлекательно погружение в знакомые с детства, но изменившие  прежний облик городские пейзажи.  Перед нами город,  который можно назвать Москвой уходящей... Именно уходящей, а не ушедшей, что заставляет обострённо чувствовать горечь утраты ещё не потерянного, но ускользающего из объективной реальности архитектурного прошлого. Всматриваясь в графические работы мастера  понимаешь, что прошлое еще не ушло, но образ привычного жизненного пространства безвозвратно исчезает, словно стираемые на наших глазах карандашные зарисовки.  Традиционная бескрайность русского пейзажа ограничивается  обозримой и завершенной композицией современной архитектуры, видом из окна с фрагментом домашнего интерьера. Текучая, развёрнутая панорама бескрайних земель, замыкается в жесткие рамки воздвигаемой недвижимости, словно душа, порабощённая,   по словам  Бердяева, «безграничностью русского государства и русских полей». Отдельная серия работ «Корни» знаменует психологическую соотнесенность автора с архетипическим представлениям о мировом древе, соединяющем землю и небо. Эффект контраста ветвей, устремлённых вверх и мощных корней, уходящих вглубь земли создает особый ритм, оказывая огромное эмоциональное воздействие.

            Лишенные центрального места деревья в другой композиции «Мневники. Снег.», тем не менее,  не утрачивают  активности и напряжения, драматизируя проблему взаимоотношения человека и природной среды.  Накал жизненной борьбы  достигнут за счёт сужения природного пространства, типичные коробки домов со всех сторон стискивают беспомощно «протестующие» обнаженные стволы деревьев. 

            Волков как будто  торопится запечатлеть сам процесс изменения типичных пейзажных образов и мотивов, переходя от лиричных видов излюбленных мест отдыха москвичей («Перед дождем», «Яблоня», «Рыбалка ») к  изображениям новостроек и жилых кварталов («Эскиз,сделанный на руках »).  Воссозданное талантливой рукой мастера графическое  пространство –  это особый мир, поразительно сочетающий камерность акварелей, наполненных светом и воздухом с  монументальностью, весомостью в показе мира  материальных предметов и вещей. Городские пейзажи Волкова лишены пафосности, скорее наполнены грустью ощущения преходящего мгновения, отразив на бумаге изменчивый, веками складывавшийся облик.

            Сожаления по поводу «уходящей» Москвы стали избитой темой, но, тем не менее,  приходится еще раз констатировать тот факт, что эпоха тотальной реконструкции, дележа земли и городской территории  не прошла бесследно  для каждого уголка Москвы и Подмосковья. Архитектурные останки  города, видоизмененного  новостройками ХХ столетия продолжают исчезать на наших глазах.  Битва за пейзаж еще не окончена...

       С. Крузе (кандидат философских наук, директор ростовского обл. музея ИЗО)