06/06/2025 16:00 - 06/07/2025 18:00
Художественная общественность Ростова и простые зрители имеют редкую возможность познакомиться с произведениями волгодонского кузнеца Виталия Алексеева. Кроме того, экспозиция интересна и тем, что дает представление о редком для творчества материале – металле, диктующим свой пластический язык. Скульптура последних десятилетий приучила нас к обобщенным формам, броской декоративности, грубоватой метафоричности. А вот работы В. Алексеева доступны обычному зрителю, их хочется рассматривать долго, подходить близко, открывать для себя новые черты и достоинства. А главное, получать удовольствие от материала, который так легко обуздал Алексеев. Каждой своей работе мастер отдает какую-то часть себя. При внешней суровости металла в них чувствуешь теплоту. И это не случайно: в стремлении к подлинности суть его творчества.
О Виталии Алексееве известно мало. Он из тех, кто не любит говорить о себе и о своих работах, и уж тем более что-то разъяснять. Что есть, то и есть. И пусть каждый видит то, что хочет… С детства мечтал стать моряком, но стал сварщиком и кузнецом. Поэтому так много в его творчестве вариаций на тему моря. Зритель увидит произведения, созданные за последние 15 лет. Работы автора не социальны. Темы его просты и ясны. Не претендуя на вечность, Виталий Алексеев создает пластическую летопись своего собственного жизненного и творческого пути. Он работает тщательно и увлеченно, любит предмет своей работы, её ход и результат, который с радостью готов нам показать.
«нужно иметь мужество никогда
не торговаться с природой, не
прятаться трусливо за мелкие
подробности и детали…» (Э.Дега)
Живописцев у нас немало, и выставок живописи безусловное большинство. А вот скульпторы – штучный товар. Тем более, редки выставки, на которых демонстрируется лишь скульптура, - не каждый скульптор «связывается» с персональной выставкой. «Тяжкий» труд – в данном случае не метафора. Ну а, скульптор, который работает с металлом, для меня, как инопланетянин. Чего греха таить, - если подходить с точки зрения кузнечного или сварочного ремесла, то большинство из нас – полные профаны.
Скульптура последних десятилетий приучила нас к обобщённым формам, броской декоративности, грубоватой метафоричности. А вот работы Виталия доступны обычному зрителю, их хочется рассматривать долго, подходить близко, открывать для себя новые черты и достоинства. Торжество подлинности – вот что, прежде всего, бросается в глаза, когда вглядываешься в его композиции. И это не случайно: в стремлении к подлинности суть его творчества. Он работает тщательно и увлеченно; любит предмет своей работы, её ход и результат. Ему доставляют радость точность рисунка, характерность деталей. А материал диктует пластический язык. Творимый художником мир зрителен. А это значит, что Виталий Алексеев не только изображает, но и преображает впечатления жизни, создает новую природу, новый мир образов. Его отношение к натуре отличается особой бережностью: он деликатно приглашает к созерцанию. И явно то, что каждой работе мастер отдает какую-то часть себя. При внешней суровости металла в них чувствуешь теплоту. Его теплоту…
Бывают художники, творчество которых – зрительный символ времени. Алексеев – не из их числа. Его работы не социальны. Да, это и не важно. Просто хочется получать удовольствие от материала, который так легко обуздал Виталий Витальевич. Сохранив счастливую детскую способность к игре, он осваивает реальный и художественный мир, самозабвенно отдаваясь процессу. Не претендуя на вечность, художник создает пластическую летопись своего собственного жизненного и творческого пути. А может быть и нашего…
По-особому звучит тема фона в работах кузнеца Алексеева. Здесь пустота, как космос хранит в себе любые формы, позволяя им лишь намеком обнаружиться. Перед нами своего рода эстетика молчания. Вообще отношение к фону – одна из парадигм в современной скульптуре. Главное – в нетронутой Пустоте, где формы совершают свои причудливые пластические и композиционные ритуалы. И хотя наш зритель за последние десятилетия стал гораздо активнее воспринимать современный пластический язык, все же скульптура по-прежнему остается наиболее сложным для понимания видом искусства.
У Виталия Алексеева нет художественного образования. Но есть импульс и энергия жизни. Есть неравнодушие и страстность. Всё это передается зрителю. Путь Алексеева – это путь от своего пластического языка до свободы в общении с материалом. Ведь эстетика объемной пластики не терпит случайностей, или неправды в искусстве. Те произведения, которые он создает, становятся продолжением его «я».
М.Приходько, директор МСИИД