Арт-проект московского художника Юрия Фесенко «Побег из четырёх углов» открывается в нашем музее при содействии галереи ZHDANOV. Являясь  своеобразным продолжением выставки «Александр Жданов. Последний Пан», проведённой в апреле 2023 года в РОМИИ, арт-проект преследует ту же цель — изучение творческого наследия русского художника-нонконформиста Александра Жданова (1938–2006). Современное и, на первый взгляд, ироничное художественное высказывание автора проекта Юрия Фесенко не пародийная реплика на образ бегущего Пана, созданный его единомышленником и наставником, а скорее своеобразное исследование феномена движения и его влияния на искусство как составную часть всеединства нашего бытия.

Опровергая принцип пограничья, проходящего где-то в пространстве и времени, между творцом и его произведением, между отдельными видами и жанрами искусства, герой Жданова вместе со своим автором нарушает устоявшиеся границы как в жизни, так и в творчестве. Чёрно-белые «Зимние Паны», созданные перед похожим на побег отъездом художника из СССР в конце 1980-х годов, имеют прямую связь с образом Пана, возникшим в литературе Прованса в самом начале прошлого века (Жозеф д'Арбо, «Чудище из Ваккареса»). По воле автора этот образ «переселён» из «пространства говорения в пространство смотрения», из литературы в живопись, из солончаковых степей Арля в окрестности Звенигорода. Этот факт и лёг в основу проекта.

В проекте переосмыслен жанр книги художника, вернее его пространственная версия, позволяющая впервые и наиболее полно продемонстрировать (не только в Ростове-на-Дону, но и по всей России) уникальные живописные чёрно-белые изображения, выполненные Ждановым в 1985–1987 годах. Их, как и фотофиксацию энвайронмента «Другой», созданного по мотивам «Зимних Панов» художником Юрием Фесенко, можно будет увидеть в двух залах выставочного пространства, где персонажи повторяют тот исторический побег Пана, но уже среди рукописных страниц упомянутого литературного текста. Две географические локации во Франции и России совмещаются с литературой и живописью и вместе составляют четыре угла проекта, образовывая замкнутую и ясную фигуру, символизирующую устойчивость и стабильность.

Но почему тогда некоторые из нас как в творчестве, так и в жизни чаще отдают предпочтение открытости и неотчётливости, хрупкости и неопределенности и всё бегут, бегут, бегут?.. Поиску ответа на этот вопрос Юрий  Фесенко посвящает свой арт-проект «Побег из четырёх углов».


►ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ


Предлагаем вашему вниманию статью к нашей выставке "Побег из четырех углов" известного ростовского искусствоведа Ирины Гуржиевой:

Александр Жданов. Жизнь в новом измерении.
Арт-проект Юрия Фесенко «Побег из четырёх углов» посвящен Человеку-бегущему - художнику-нонконформисту Александру Жданову (1938–2006), рожденному на Дону и создавшему первые свои шедевры в Ростове 1960-х. Уникальная средовая концепция, созданная при поддержке галереи ZHDANOV, живет в стенах Ростовского Музея современного искусства на Дмитровской с конца декабря по январь и ждет своего продолжения на других выставочных площадках.
Дороги Прованса и звенигородской земли, сходятся на огромных фото листах, будто в мире нет границ. В композициях живет природная целостность, дыхание солончаковых степей и болот с тропинками среди тростника и высоких трав. Из сухих трав и корений рождаются бегущие герои - отражения образов Александра Жданова. В стыковке разнопространственного и разновременного Юрий Фесенко передает целостную гармонию Прованса, где в своих художественных видениях обитал гений Жданова, отождествлявший себя с диким Паном из повести начала ХХ века Жозефа д’Арбо «Чудище из Ваккареса». В единстве с образами южной Франции звучит пространство окрестностей Звенигорода, где блуждал и творил Жданов, постигая силу и мощь первозданной природы.
После витрувианского человека, созданного Леонардо, прошло пять столетий, прежде чем родились новые человеческие знаки- символы двух гениев - Эрнста Неизвестного и Александра Жданова.
Эрнст Неизвестный - скульптор-нонкомформист, как и Александр Жданов в 1980-х уехал в США, создав в литографиях прорывающего преграды в борьбе с несокрушимой тоталитарной системой «Человека, ломающего стену» («Man through the Wall»). Cтена, которую ломает герой Неизвестного - символ «железного занавеса», за которым оказались, несогласные с официальной идеологией, нонконформисты третьей волны эмиграции.
Бегущий Пан Александра Жданова, созданный в те же годы, перед выездом в США, противостоит выхолощенной среде и несвободе, оживая в образах природы, которую выразительно раскрыл Юрий Фесенко в пространстве музея. Автор выставки связал мир бегущего героя с рукописными фрагментами повести, спускающимися на пол свитками со стен выставочного пространства, где персонажи Жданова совершают побег столь важный для яркой и мощной индивидуальности художника.
Не пережитое знание мертво. Именно поэтому глубоко по-своему Юрий Фесенко прочувствовал прочтение повести, переписав и пережив на французском и русском ее самые таинственные и драматические события, которыми переболел Александр Жданов. События, выстроенные от рукописей к визуальному ряду, зовут к созерцанию космоса, рожденного Юрием Фесенко через восприятие Александра Жданова родной и дикой природы, в которую он погружался на Дону, в Мозжинке или в Аппалачах Северной Америки.
Читая выставку, понимаешь, что растущие из черно-белого ташизма древнего Китая ждановские образы ветвей и деревьев, бредущих по снегу партизан и чернеющих в белом небе птиц – это особая органика метода художника равного в спонтанном рождении образов самой природе.
Уникальный проект Юрия Фесенко «Побег из четырёх углов» впервые открывает единство жизни двух ярких индивидуальностей, художников, один из которых живет, раскрывая наследие друга в новом измерении органично рожденных пространств, постигая мысли и чувства искусства несправедливо забытого гения, о котором мало кто знает.

Искусствовед Ирина Гуржиева.