Выставка «Я-Художник!» посвящена 15-летию Музея Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской. Основой экспозиции стали автопортреты художников, и их произведения, входящие в фонды музея.

Выставка автопортрета – серьезное испытание для зрителя, ведь тут очень мало внешне эффектных вещей, - все сосредоточено внутри холста. Как правило, автопортрет очень напряжен. Во-первых, потому, что к этому жанру художник обращается в трудные минуты, когда он ищет ответ на жизненные и творческие вопросы. В этом жанре много дневникового, того, что не предназначено для публикации. Отсюда чистота выражения эпохи, которую мы видим даже в беглом наброске.

Побуждающих мотивов для написания автопортрета много. Например, у художника возникла новая художественная идея, а модели нет... Он пытается реализовать эту идею, используя себя в качестве модели, - чем не предпосылка для появления значительного произведения? И не справедливо говорить, что художник обращается к автопортрету только в период безделья, когда его покидают идеи. Как быть с «затяжными» периодами безделья посещавшими Рембрандта, Ван Гога,,,, ведь они оставили огромное количество автопортретов. Нет. Автопортрет – дело более чем достойное. Художник рисует себя… Бывают моменты в жизни, когда ему просто это необходимо. Часто он берется за кисть, когда ему плохо. И спокойная работа наедине с собой помогает выйти из этого состояния и обрести творческое спокойствие, без которого он не может работать. Художник еще и испытывает себя в умении видеть. Если автопортрет написан в начале творческого пути – «Посмотрите! Это – Я!», если в «зрелом» периоде - утверждение своей силы, то последние автопортреты – это как бы портреты-прощания, они полны духовной силы, в них отразилась вся громада пройденной жизни. На мой взгляд, создание автопортрета сложнее работы над портретом.

 Многие художники-портретисты отмечали в своей практике, что портретируемые бывают разочарованы результатом работы художника, как правило, по одной причине; любой человек знает свой облик по отражению в зеркале, глядясь в которое, он мгновенно придает своему лицу выражение, наиболее его устраивающее. А сидя перед художником, - они не видят себя и забывают или устают «позировать». Значит, и художник, подходящий к зеркалу, бессознательно проделывает со своим лицом то же, что и любой другой человек. Это, конечно, не главное, но все же дополнительная трудность на пути создания значительного произведения в жанре автопортрета. Даже на автопортретах Рембрандта явен прогресс от пафосного самолюбования в ранних работах к потрясающему самопогружению в более поздних.

Интересно сравнивать образы, которые примеряли на себя художники, жившие 70 или 30 лет назад. Это не только история жизни самих авторов, но и история общества. Нельзя не обратить внимание на тревожащее отсутствие автопортретов у молодых художников…

А теперь несколько слов о самой выставке. Казалось бы, какое могло получиться однообразие – человек глядит на себя в зеркало, и вроде бы одно и тоже. А получилось удивительное разнообразие. И надо учитывать сколько было сложностей для формирования экспозиции, которая зависела от энергии и энтузиазма устроителей. Сказались жесткие рамки для участников выставки – только из фондов МСИИД.

Завязался интереснейший диалог между художниками, которые явили собственное присутствие; Ким Бритов, Олег Филатчев, Тимофей Теряев, Александр Аксинин, Валентин Щебланов, Виталий Коробов, Владимир Кленов, Валерий Кульченко, Виталий Маркин, Михаил Сычев и др. Художники разных школ, традиций, творческих подходов раскрывают нам свое отношение к феномену индивидуального сознания и осмысления. На выставке «Я-Художник!» нет слащавых автопортретов, а в должной мере присутствует творческая реализация индивидуальности.


►ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ


►ПОЗДРАВЛЕНИЯ МУЗЕЯ С 15-ЛЕТИЕМ