01/12/2006 00:00 - 23/12/2006 00:00
Бесконечный поиск истины - внутренняя фундаментальная потребность человека. Несомненно, каждый человек имеет право на собственные ошибки и заблуждения в попытке обрести её. На протяжении столетий философы приходили к выводу, что истина - условна, временна, ограничена, а главный критерий истинности в науке - эксперимент, способный доказать лишь ложность теории, но не ее истинность. Творчество же, в целом, означает эксперимент, поиск , созидание нового. На мой взгляд— поиск истины в искусстве заключается в стремлении художника к неизведанному , к постижению собственного духовного мира. Творческий поиск приводит к пониманию себя как мыслящего, а мира как мыслимого - в этом раскрывается суть творящей личности. И через постижение самого себя через созданный им художественный образ, автор являет миру новую реальность.
Что есть в действительности истина в искусстве? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, всё зависит от того, что подразумевает он под нею, на каком уровне пытается её обрести, в зависимости от своих нравственных установок, верований и взглядов. Для одних - важно отождествление собственного творчества с определенным культурологическим фоном, другие стараются не связывать себя канонами, предпочитая полную свободу самовыражения.
Собственно, этот поиск истины: нравственной, духовной и объединяет сборник авторских стихов с представленными в экспозиции произведениями: «Солнце зрячих», Вознесение», «Озарение», «Ноша»...
Одна из работ Игоря Шепеля названа «Поиск истины». В чем же заключается для художника этот непрестанный поиск? Сам автор определяет поиск Истины - в стремлении к Богу посредством творчества. Свой «белый квадрат» он наполняет движением, стремлением вырваться из геометрической плоскости композиции и холста к «божественному» свету.
Предлагая увидеть окружающее глазами художника, автор поднимает нас с собою ввысь, где зыбкое земное пространство прорывается сквозь деревья к облакам, а живая красочная плоть проникает глубоко в душу, позволяя по-новому взглянуть на мир и обычных людей («Над миром», «Пасущие облака», «Часовщик», «Каменщик», и др.)
Цвет в творчестве Игоря Шепеля играет существенную роль. И если его работа «Поиск истины» колористически лаконична, то в других работах - активность и напряженность цветовой гаммы достигает огромной силы, а в работе «Подаяние» может быть названа криком; настолько ощутим диссонанс зеленого и ярко-розового цветов.
Рассматривая работы живописца, оказываешься наблюдателем творчества, как процесса, направленного на постижение тайны бытия. Художник выводит свою живопись на уровень метафизики искусства. Его произведения -это изображение внутренней субстанции духа, когда главным становится не реальный предмет, а художественный образ, пронизанный символической многозначностью. Тем не менее, вслед за Ф. Ницше хочется повторить: «Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими». Не в этом ли кроется секрет бесконечного поиска истины, стремления создавать всё новые и новые произведения искусства?
( С.В.Крузе кандидат философских наук, член СХ России)