Бесконечный поиск истины - внутренняя фундаментальная потребность человека. Несомненно, каждый человек имеет право на собственные ошибки и заблуждения в попытке обрести её.  На протяжении столетий философы приходили к выводу,  что  истина - условна, временна, ограничена, а  главный критерий истинности в науке - эксперимент,  способный доказать лишь ложность теории, но  не ее истинность. Творчество же, в целом, означает  эксперимент,  поиск ,  созидание нового.   На мой взгляд— поиск истины в искусстве заключается в стремлении художника к неизведанному , к постижению собственного духовного мира. Творческий поиск приводит к пониманию себя как мыслящего, а мира как мыслимого - в этом раскрывается суть творящей личности.  И через постижение самого себя через созданный им художественный образ, автор являет миру новую  реальность.

Что есть в действительности истина в искусстве? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, всё зависит от того, что  подразумевает он под нею, на каком уровне пытается её обрести, в зависимости от своих нравственных установок,  верований и взглядов.  Для одних - важно отождествление собственного творчества с определенным  культурологическим фоном, другие стараются не связывать себя канонами, предпочитая полную свободу самовыражения.

Собственно, этот поиск истины: нравственной,  духовной  и   объединяет сборник авторских стихов с  представленными в экспозиции  произведениями:  «Солнце зрячих», Вознесение», «Озарение», «Ноша»...

Одна из работ Игоря Шепеля названа «Поиск истины». В чем же заключается  для художника этот непрестанный поиск?  Сам автор определяет  поиск Истины  - в стремлении к Богу посредством творчества. Свой «белый квадрат» он наполняет движением, стремлением вырваться из геометрической плоскости композиции и холста к «божественному» свету.

Предлагая увидеть окружающее глазами художника,  автор поднимает нас с собою ввысь, где зыбкое земное пространство прорывается сквозь  деревья к облакам, а живая  красочная плоть проникает глубоко в  душу, позволяя по-новому взглянуть на мир и обычных людей («Над миром», «Пасущие облака», «Часовщик», «Каменщик»,  и др.)

Цвет в творчестве Игоря Шепеля играет существенную роль. И если его работа «Поиск истины» колористически лаконична, то в других работах - активность и напряженность цветовой гаммы достигает огромной силы, а в работе «Подаяние» может быть названа криком; настолько ощутим диссонанс зеленого и ярко-розового цветов.

              Рассматривая работы  живописца, оказываешься наблюдателем творчества, как процесса, направленного на постижение тайны бытия.  Художник  выводит свою живопись на уровень метафизики искусства. Его произведения -это изображение  внутренней субстанции духа, когда главным становится не реальный предмет, а художественный образ, пронизанный символической многозначностью.  Тем не менее, вслед за Ф. Ницше хочется повторить: «Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими». Не в этом ли кроется секрет бесконечного поиска истины, стремления  создавать всё новые и новые произведения искусства?

( С.В.Крузе кандидат философских наук, член СХ России)


► О ХУДОЖНИКЕ