30/11/2007 00:00 - 18/01/2008 00:00
"Точки" - это региональный программный проект стимулирования и поддержки деятелей культуры, работающих в области современного искусства, молодежи и студентов по специальности "Искусство", а также привлечение внимания широкой общественности к русскому актуальному искусству.
«Точки» - первый большой проект 15 известных московских художников и 30 художников Ростова-на-Дону, большинство из которых молодые, но готовые достойно представить Ростов, как Южную культурную столицу.
Автор идеи - А.Лишневский, кураторы - А.Лишневский, С.Крузе.
При поддержке ИархИ ЮФУ, руководитель В.А.Колесник.
Проект посвящается памяти Дмитрия Пригова.
От точки до бесконечности.
Слово «Точки», ставшее ключевым знаком проекта, было выбрано не случайно. Линия, число, пятно, точка – понятия, не только имеющие непосредственное отношение к визуальному искусству, но несущие обозначение бесконечности мира, Вселенной. Точка – это и художественно-пространственная, и философская форма, а так же лингвистическая форма завершения мысли… Но является ли наша мысль лишь мгновением вечности, а художественный образ – оттиском мгновенного впечатления?
Чем для нас, зрителей является точка? Предельно минимальной формой, абсолютизацией «ограниченности» или продолжением знака бесконечности? Термин «Точка» очень условен, ибо содержит в себе не только ограничение бесконечности, но и визуальное доказательство её существования. В таком случае, почему точка не может быть равной бесконечности?
О Бесконечности, заданной как конкретная замкнутая форма, отождествляемая с любой точкой, писал Александр Аксинин. В сущности, с помощью точки, как графического знака он творил равноценно существующие миры, замирающие в статичных образах авторских офортов. Один из офортов, представленных в экспозиции, был подарен Дмитрию Пригову.
Аксинин и Пригов… Два мастера, ушедшие в бесконечность других миров, разделившие проект на две части: «До» и «После».
В необычном пространстве Винзавода, на открытии проекта «Верю» Пригов, выслушав сожаления Лишневского по поводу отсутствия необходимых площадей для реализации проектов, посоветовал использовать малый формат работ, вписанных в компактное пространство выставочных залов. Так родилась идея ограничить размер работ диаметром 56 см.
Одинаковые круги, тем не менее, разномасштабны. Каждая точка выражает различные аспекты понимания бесконечности окружающего нас мира. Ритмическая, симметричная, линейная группировка кругов одного диаметра, многократное воспроизведение одной и той же геометрической фигуры, заполняющей одну и ту же форму, подчёркивают ценность бесконечных вариаций, неповторимость каждого отдельного произведения искусства, представленного в проекте.
Для многих авторов обращение к теме требует минимальных средств выразительности – простоты построения композиции, основанной на чередовании геометрических и линейных ритмов, монохромности цветового решения.
Концентрация черно-белых пятен в женском портрете Грабковых уводит нас в виртуальный мир, состоящих из пикселей - неделимых основополагающих элементов графического изображения.
Владимир Чайка с иронией демонстрирует условное человеческое лицо, проявившееся в замкнутой оболочке миллионов мелких пузырьков, словно метафору включения человека в мировое пространство.
Леонид Тишков сознательно избегает грамматически сложных фраз. Отрывочность текста, состоящего из коротких предложений, разворачивается в полноценные элементы картины лишь в сознании зрителя.
Продолжая традиции соединения текстуального и визуального Наталья Кузнецова создаёт лаконичный «Новый текст» – своеобразную оптическую иллюзию, затягивающую зрителя в бесконечность рекламного мира.
Внося собственное понимание в трактовку заявленной темы, художники выдвигают на сцену различные аспекты многогранной реальности. Представление точки в качестве знака, идущего из глубины веков, первоэлемента из которого состоит Вселенная, Космос характерно для работ Сергея Цигаля и Леонида Феодора. Сопутствующий абстрактному творчеству поиск универсального языка искусства в понимании Феодора органично синтезирован с характерными для древних мифов представлениями о пространстве и времени.
Пластичность перетекания линий в единое целое круга составляет основу стройной гармонии «Персидской сказки», в которой визуальный знак усложняется, одновременно приобретая объем и направленность. Стремясь преодолеть статичность визуальной формы, Александр Лишневский сплавляет изображенное им пространство ковра-самолёта с фигурами наклонённых ангелов в калейдоскоп застывших мгновений, напоминая аристотелевскую мысль о том, что точка – лишь момент времени, совмещающая через настоящее прошлое и будущее.
Продолжая тему полета, Константин Батынков заключает изображения самолетов, парашютистов в круг природной среды, переводя знак точки в качественно новое состояние графической символики.
Авторские точки, обладающие огромным потенциалом интерпретаций, охватывают различные грани человеческого восприятия предметного мира, о чём свидетельствует само название работ. Серию Святослава Пономарёва «Хрупкость» отличает контраст линейности, строгой графичности композиции и сложно трактованного образа точки, ассоциируемого с ударом по стеклу. Острый, ломкий материал и воздушность окружающего пространства отражают противоречие хрупкости, призрачности человеческого существования и непостижимости величия вселенной, воплощенной в отражении неба.
Иллюзорность видимого предметного мира, который является лишь знаком, отражена и в работе Вадима Морозова. Точка в его интерпретации перестаёт восприниматься как устойчивая языковая единица. На наших глазах происходит разрушение визуального образа, когда утрачивается привычная связь между значениями слов.
Актуальное искусство — зона огромного количества цитат, требующее интеллектуального напряжения в постижении смысла представленных в нём знаков. Сложная игра с подсознательным уравновешивается простотой и искренностью выразительных графических образов Николая Симонова, вызывающих, скорее, тактильные ощущения и являющиеся своеобразной манифестацией собственного присутствия.
Попытка связать и слить воедино зрительные, слуховые, осязательные, чувственные аспекты восприятия характерна и для других участников проекта. Резиновая камера Аладдина Гарунова - это новая телесная метафора упругости предмета, сочетающая в себе скрытую энергию и силу.
Сергей Малютин собирает вместе главные знаки в истории мировой живописи - круг, квадрат, прямоугольник, увеличивая ощутимость точки и доводя её «до пределов материальности».
Несмотря на то, что в круги Сергея Наумова включены конкретные изображения объективного мира, это, скорее, не объекты как таковые, а совокупности ощущений, некое интуитивное восприятие бытия и природы.
Многие работы отличаются простотой сюжета, парадоксальностью пластического языка, причудливо сочетающего нечто абсурдистское с изобретательностью творческого метода. Авторы манипулируют узнаваемыми образами, трансформируя их в странные, порою кажущиеся зрителю лишенными смысла, композиции. Идиллическая, на первый взгляд, картина «Медальон» Ильи Огнева и Елены Дуднаковой, несет в себе гротескный абсурдный сюжет.
Ироничный штрих в дополнение к серьёзности трактовки заявленной темы вносит разработка творческой парой Черкашиных собственного варианта точки, в котором название растиражированного образа неожиданно трансформирует внутренний смысл и оценку изображаемого.
В созданных декоративно-лаконичных композициях нашли возможность свободно оперировать символическими элементами, не теряя интимности переживания и ощущения загадочности мира, Татьяна Неклюдова и Александр Ломов. Главные евхаристические символы в интерпретации авторов представлены в работе как «сгусток всех видов энергии», точка сотворения мира, порождающая всё новые и новые ассоциации.
Понятие «заколдованный круг», дошедшее до нас из глубины веков, не только ограничивает пространство, но и фиксирует для нас образы иной реальности, отмечая несовпадение символической черты круга и границ реальных предметов. Так, Денисов и Колесников в работе «Point1 Point2» демонстрируют мобильность границы между изображением и не-изображением, располагая точки одна напротив другой на линии воображаемой траектории полета пули.
В одном случае авторы «Точек», рассуждая о трансцендентном, создают произведения, полные ассоциаций и семантических значений.
В другом - участники проекта просто работают с основными геометрическими фигурами, как с самодостаточными объектами, сознательно не предполагая никакой символической референции.
Не все точки пространства заполнены, остались чёрные пятна, как вход в другую реальность. В результате, появляется ощущение нереализованных возможностей, эффекта невыразимости, скрывающегося за гармонией зримой формы.
Каждая заполненная Точка представляет бесконечность, создаёт своё окружение, став центральной.
Незаполненные точки обнаруживают глубины человеческого подсознания, выводя на первый план метафизику незримого.
Я ставлю точку. Всё просто…
(Светлана Крузе)