ФЕМИНИСТКИ ГЛЮКЛЯ И ЦАПЛЯ ВОСПЕВАЮТ ЖЕНСКИЕ СЛАБОСТИ!

В МСИИД открылась выставка двух петербургских художниц, Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой, известных под псевдонимами Глюкля и Цапля. Творческий дуэт, который сейчас является одним из самых плодотворных и энергичных на российской арт-сцене, родился в 1995 году и сразу привлек внимание публики необычными инсталляциями, видео- и звуковыми проектами. На счету Глюкли I и Цапли — не один десяток выставок и международных форумов в городах России, Европы и Америки. «Фабрика найденных одежд» — так назвали художницы и свое объединение, и представленную в Ростове экспозицию. Старые заплатанные пиджаки, пальто, рваные халаты, выцветшее свадебное платье, детская поношенная одежонка — такие, казалось бы, обыденные и никому не нужные вещи в руках Глюкли и Цапли обретают новую жизнь: к этим предметам туалета пришиты клочки ткани, сплошь исписанные откровениями художниц.

— Все эти предметы из ассортимента «Магазина утопической одежды», — рассказала Глюкля. — Почему он так называется? Да потому что здесь одежда как бы наизнанку: она рассказывает о мыслях, чувствах, переживаниях человека. В реальной жизни такого конечно не бывает...

Не ограничившись выставкой, Глюкля и Цапля привезли целую серию видеоинсталляций, в том числе и работу «Три матери и хор». За нее в 2007 году художницы получили российскую премию в области современного искусства «Черный квадрат». Как потом рассказывали автору этих строк посетители выставки, только один этот фильм и заставил их предпочесть отдыху на пляже поход в музей. Еще бы! Ведь в нем смелые художницы якобы заявили себя не только как сторонницы эмансипации, но и как убежденные феминистки. Глюкля и Цапля ’построили свой фильм по образцу греческой трагедии с двумя действующими лицами — героем, который рассказывает свою историю, и хором, который комментирует поступки персонажа. Героиней фильма стала одинокая, брошенная мужем, забитая женщина с малолетним ребенком и престарелой матерью на руках. В слезах, заламывая руки, она рассказывает историю своей жизни, жалуется на непослушание сына и навязчивый страх умереть с голоду. А тем временем ее перебивают голоса. Здесь и юноша-анархист, проповедующий борьбу с принуждением, доводящий лозунг свободы личности до абсурда, и представители старого патриархального поколения , воспевающие женское смирение и мужскую власть, и две эмансипированные особы (их, кстати, играют сами художницы), выступающие за более мягкое «гуманистическое» воспитание и самостоятельность.

— Эти голоса звучат в голове каждой матери, — уверены Глюкля и Цапля. — Работая над созданием фильма, мы общались и с русскими, и с финскими, и со швейцарскими женщинами — везде одно и то же. Да и сами мы матери. Как воспитывать ребенка — на этот вопрос искусство не может и не должно давать ответ. Каждый выбирает свою модель поведения...

— А где же феминистки? - раздались в зале возмущенные голоса.

— Мы и есть феминистки, - заявила Цапля. — Мы воспринимаем жизнь и творчество совсем не как мужчины, ищем в человеке слабость и воспеваем ее...

Надо сказать, ростовские психологи, философы, социологи и историки идеи питерского дуэта раскритиковали в пух и прах.

— Простите, но в вашем фильме я не вижу даже намека на позиции феминизма. Эта работа — всего лишь пособие для студентов-психологов, рассказывающая о разных типах женского поведения. О таких душещипательных историях полно телепередач, и все эти идеи давно побиты молью, — высказалась доктор психологических наук, профессор, заведущая кафедрой социальной психологии Южного федерального университета Вера Александровна Лабунская.

Как бы то ни было, мероприятие произвело на ростовчан впечатление. Особенно фотоинсталляция под названием «Мания Игоря». На всех работах героиня, демонстрируя свое превосходство над мужчинами, восседает исключительно верхом на них. Посетителям экспозиции предложили ответить на вопрос: должна ли женщина подчиняться сильному полу или лучше доминировать над ним. Вместо ответа девушки сфотографировались со своими парнями кто верхом на них, кто рядом, а некоторые — и подставив им спины.

(К. ГОРЗИЕВА, Газета «Вечерний Ростов» от 20 августа 2008 г.)