Чуть более полувека назад, на одной 6-ой части Земного шара огромная масса народа ковала свое человеческое СЧАСТЬЕ на бесчисленных стройках и сельскохозяйственных объектах. И для того чтобы это самое чувство было правильным и общим, для КУЗНЕЦОВ издавались инструкции-путеводители, которые регламентировали весь сложный и ударный процесс: где-то направить, где-то поправить, а где-то и осудить... И никому в сторонке стоять было не позволено, ни поэту, ни музыканту, ни режиссеру, ни даже художнику. Так, а может и не так, сформировался "соцреализм", главной целью которого было внушить в доступной форме советскому человеку умилительный оптимизм. 


"Не поняв, не пережив, мы никогда 
не поймем до конца феномен соцреализма" 
Мария Чегодаева

Картина развития социалистического реализма необычайно сложна и неоднозначна. Разворачиваясь на фоне социальных идуховных потрясений, невиданных репрессий, новый официальный стиль должен был пропагандировать безудержное ярмарочное веселье и неслыханное сказочное изобилие. При гениально срежиссированном сценарии в СССР с помощью деятелей искусства создавалась мистерия счастья, в которую должен был быть вовлечен весь советский народ. Этот нереальный перфоманс разыгрывался на фоне сомнений, растерянности и реального страха перед властью той части творческой интеллигенции, которая способна была осознать весь ужас происходящего, и той, которая свято верила в светлые идеалы Мировой Революции. 
Весной 1935 года Народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в беседе с художниками выдвинул уже подготовленную идею - отразить в большой художественной выставке успехи индустриализации. И понеслось... Если на выставке 1932 года было только два зала, посвященных Вождям революции, то все последующие выставки строго регламентировались: Зал Ленина, Зал Сталина, Революционный зал, Зал достижений Сельского хозяйства и прочее, прочее... От художника требовались доказательства его преданности делу социализма, партии и лично товарищу Сталину. А те, кто имел неосторожность недооценить искусство, как форму классовой идеологии, в уничижительной форме выбрасывались на обочину общественной жизни... А какие ярлыки приклеивались: "рецидив буржуазного формализма", "пассивизм", "вульгарный иллюзионизм". Сколько эмоций было потрачено, чтобы талантливо сгноить, затравить художественность. Как часто бывает, - весомей и существенней был удар не со стороны партийных органов, а со стороны своих коллег, функционеров от искусства (АХРР, МОСХ). 
Многих мастеров искренне захватили мощь и грандиозность совершающихся на их глазах глобальных перемен - гигантских строек(Кузбасс, Днепрогэс, Турксиб и др.). На подсознательном уровне внушались незыблемые идеалы первого в мире государства рабочих и крестьян. Мастера искусства громогласно решали, "с кем они!", по пути создавая талантливые и сильные вещи, наполненные духом времени, мироощущением и ароматом далекой эпохи. Их творчество не всегда было откровенным самопоказом, актом подхалимства и угодничества, стремлением подобострастно лобызать протянутую руку вождей. На фоне идеально отлаженного конвейера по производству художественно-трудовых опусов не могла не появляться халтура. Небрежно написанные, безграмотно нарисованные стереотипные композиции и взятые сознательно заказные темы, которые щедро оплачивало государство, - все это было. И причина была не в отсутствии творческого потенциала у мастеров эпохи соцреализма, а в большей степени - в психологической усталости от повсеместного лицемерия. 
Но захламления низкопробными произведениями не произошло по одной веской и существенной причине - разношерстный и пестрый по окраске Союз Художников был по-настоящему предан лишь одному божеству - Искусству. Подчиняясь своей природе, художники неизменно карабкались вверх и "расползались" в поисках самовыражения, а "руководящая и направляющая" принимала активные попытки восстановить свой Статус КВО. Всегда это носило форму своеобразной игры, где правила были не всегда честными, а счет не всегда равный. И не все хотели быть "столпами" социалистического реализма. Кто-то хотел просто быть художником. Поэтому наравне с "официальным" искусством где-то там, в трещинках советского монумента, упорно пряталось "неофициальное". 
Искусство вообще, и искусство соцреализма в частности, кроме всего прочего заключает в себе тайный урок - пользоваться талантом в рамках политзаказа. Это не так просто, как кажется нам сейчас. Социалистический реализм прошел все стадии, от истоков к закату, менял полутона (от розового до красно-коричневого), оставаясь "красным" по сути. Можно критиковать соцреализм, называя его официозным, продажным, но этот подход лобовой. Взгляд на художника, лишь как на элементарную частицу, как на транслятора каких-то идей, которые ему были навязаны идеологией общества, явно недостаточен. Произведения соцреализма, вобравшие в себя мировоззренческие и эстетические доминанты советской эпохи, стали олицетворением уникального периода нашей многострадальной национальной культуры. 


"...Я тоже спица в этой колеснице:
Мой труд - неотделимая частица 
Того, что значат все твои дела" 
Н.Скребов

Восхваление труда - главенствующая тема искусства советского периода. Эта тема обладала тем удивительным достоинством, что, с одной стороны, напрямую вытекала из ленинско-сталинско-брежневской(и т.п.)идеологии, а с другой - она не вызывала никаких претензий со стороны идеологической оппозиции. Если художнику претил официоз, то он прятался в мастерской, а если нет - воспевал поэзию труда с тем пафосом, на который был способен. Порою концентрация всеобщего счастья и фееричных успехов в труде на один квадратный метр холста не знала меры. С помощью художников, славивших трудовой героизм, государство пыталось наглядно разъяснить народу политику Советской власти и примирить своих граждан с тяжелой и малооплачиваемой работой. У нас за плечами огромный опыт неустанной и однообразной пропаганды, прославляющей Поэзию труда. 
Тысячи монументов героям труда, манежные полотна, громадные тиражи графических листов и агит-плаката демонстрировали величие социалистического строя. Произведений о Культе труда было так много, что зрителя элементарно перекормили до отвращения. Не представляю, что художники когда-либо вернутся к этой теме. Просто не смогут! Любые попытки сымитировать, без утраченной школы, будут выглядеть одним сплошным недоразумением, а идеалы труда вряд ли будут востребованы в новейшей истории России. Да и труд нынче не в почете. Сегодня престижно зарабатывать, но не работать. 
В новой эстетике ХХ1 века нет места человеку труда. Если тема Культа Труда в СССР была востребована и активно популяризировалась, то теперь она начисто стерлась из массового сознания. Социалистический реализм с его неуемным желанием петь оду труду навсегда стал артефактом ушедшего времени(например, как романтизм или искусство индейцев Майя). 
В названии выставки некая игра слов, перевертыш... Кто из нас не носил красный галстук и не топтался в чужой "кузнице" в поисках своего счастья? Самуил Маршак точнее выразил мысль: "Каждый человек кузнец своего счастья, но не каждый человек знает кому принадлежит та самая кузница". Быть счастливыми решаем не МЫ, а Я! И в этом истинная свобода художника. 


"Время и создает художника, формирует 
его жизненные и творческие взгляды, 
направленность его искусства" 
Ю.Рудницкая

Пытаясь расширить свой художнический потенциал, искусство второй половины ХХ века в СССР постепенно просачивалось сквозь идеологическое ограждение. Это было время надежд, подлинного оживления и творческих поисков в искусстве и культуре. Художников 60-70-х уже не привлекали идеально прилизанное трудовое счастье и доступность понимания народных масс. Больше всего их пугало быть поверхностными и случайными. Здесь важен был интеллект, а не эмоции. Абсолютная преданность своим творческим принципам, самодостаточность, яркая индивидуальность и глубокая убежденность в необходимости слияния классических традиций с современными,- вот то, что следует помнить, говоря о художниках эпохи позднего соцреализма. Тем художникам, кто пробивал новые эстетические координаты, было непросто, их творческие искания вызывали бурное негодование со стороны официоза(так или иначе, профессиональное достоинство неудобно для любой власти). 
В художественной жизни Ростова в 60-70-х - начале 80-х годов областные, зональные выставки были одними из главных культурных событий. Не раз они поднимали вокруг себя бурю страстей: от негодования до категорического требования об исключения из Союза Художников. Порой они казались открытием новых путей. А кому-то почти концом света. Для многих из представленных на этой выставке художников это время стало началом творческого пути. Имена С.Скопцова, Г.Михайлова, В.Коробова, В.Леня, И.Язева, В.Маркина, В.Черноусенко, В.Кленова, Е.Покидченко и многих других мастеров во многом определяли погоду на ростовском художественном небосклоне. Их творчество представляет громадный интерес и бесценный материал, дающий представление о русской академической школе, различных техниках, о высоком мастерстве и творческой индивидуальности в, казалось бы, набившей оскомину теме социалистического труда. 
В выставке "Кузница счастья" воплощена в различной степени творческая и, если хотите, просветительская деятельность нескольких поколений художников, которым выпало жить и творить, как сейчас говорят, в "эпоху идеологических заблуждений". Но сказать, что их произведения - продукт творческого заблуждения, - особый вид ханжества. Эти художники подобно другим честно отдавали свой долг Родине и Искусству. Каждый из них вкладывал в творчество свое моральное самочувствие, пахал на понятных ему принципах художничества. И как только развитой социализм пал от рук недоразвитой перестройки, все стремительно бросились составлять свое собственное мнение о соцреализме, вдруг сразу позабыв о профессиональной классической школе, имеющей многовековые традиции, основы которой утрачены во многих странах мира и которой мы вправе гордиться. 
Выставку "Кузница счастья" нельзя отнести к фактам только внутренней жизни МСИИД. Помимо специалистов, интерес к творчеству художников советской эпохи, проявляет простой зритель, которого привлекает не только добротность и доступность академизма, но и неподдельная искренность произведений, уверенность в завтрашнем дне, наполненном трудом и оптимизмом. Острота и болезненное отношение к искусству соцреализма понятны, так как отсутствует психологическая дистанция. Со временем сформулируется "новый взгляд" на проблему, и будет это в рамках всей истории русского искусства ХХ века. Пока можно сказать, что творчество художников этой эпохи переживает кризис нашей идентичности. 
(Приходько М. Директор МСИИД)