На первом плане крепости Св.Димитрия Ростовского, датируемом 1763 годом, можно увидеть изображения Солдатского и Доломановского форштадов (предместья). Территория форштадов, заселенная жителями из упраздненной крепости Св.Анны, тянулась узкой полосой вдоль берега Дона. Границами служили с востока, — Ворошиловский проспект, с запада — Доломановский переулок. И южным рубежом всего поселения стала улица Димитровская(ныне, Шаумяна), которая вплоть до начала ХIХ века была фактически окраиной городской застройки. 
Улица ДИМИТРОВСКАЯ обязана своим названием деревянной церквушке Св.Димитрия Ростовского, находившейся в Темерницком порту и до 1762 года означенной, как часовня Св. Николая. В 1796 году Димитровская церковь была по ветхости разобрана. Активная регулярная застройка Димитровской началась только со второй половины XIX века. Все восемь кварталов — это своеобразный памятник истории и культуры Ростова-на-Дону, несущий на себе некий отпечаток могущества пусть и провинциального , но далеко не последнего города Российской Империи. Бурный ХХ век внес свои коррективы в архитектурный облик улицы (даже изменив её название). Взяв начало у церкви 18 века, Димитровская в начале 20 века вышла на Западный вход Собора Св.Александра Невского и таким образом завершила архитектурную и нравственную формулу: «от храма к храму». 
У каждого дома, у каждой улицы есть свое лицо и душа, отражающая суть каждой эпохи. Конкурс молодых художников, проводимый по инициативе Музея Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской призван рассказать в художественной форме об одном из самых красивейших мест в г.Ростове-на-Дону. И мы надеемся, что те кто прикоснется к этой теме, смогут по достоинству оценить культурно-историческую значимость улицы в рамках города и всего городского сообщества. Мы также планируем в рамках конкурса провести выставку лучших работ, церемонию награждения победителей и презентацию художественного альбома об истории улицы Дмитровской. 

В силу определенных обстоятельств, в Ростове нет той изобразительной культуры городского пейзажа, которая исторически сложилась в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Ярославле и др. городах. Но ведь хочется, чтобы художники обратили свое профессиональное внимание на наш город, почувствовали его особый ритм жизни и, весьма непростой характер. Поэтому, когда встал вопрос опубликования историко-краеведческих материалов о Дмитриевской, мы тут же подумали о художественно-иллюстративном наполнении. Отказавшись от самого простого решения, - пригласить фотографа и заказать необходимые снимки, МСИИД пошел сложным и трудным путем. Был объявлен конкурс "Есть у улицы лицо", который проходил в течении 2009 г. Одна из задач конкурса это переосмысление разных периодов нашего города и всей страны через призму времени и объективно-субъективного анализа всего культурно-исторического процесса глазами молодого человека. Как горько, что они, талантливые, умные, видят, как разрушается история и культура(на примере улицы Дмитриевской). Просматривая конкурсные работы, я видела прежде всего неравнодушных и увлеченных, которые через возможности языка искусства, художественного иносказания, символику художественного образа, выражали свою гражданскую позицию и нравственно-эстетические порывы. 
Легко представить как по улице Дмитриевской ходили обитатели Крепости Дм. Ростовского и Солдатской слободы, шли на церковную службу прихожане, чинно прохаживались купцы, мчались по своим делам приказчики и советские госчиновники, шустро бегали гимназисты и школьники, гордо шагало студенчество и профессура Варшавского Университета, но никогда здесь не ступала нога революционера-боевика Степана Шаумяна. Тем не менее, именно его имя заменило историческое название этой улицы, пытаясь стереть из памяти горожан ее истинное и сокральное значение, - "от храма к храму". 

Наш конкурс - это горизонтальное воплощение эмоций через тематическую вертикаль. Одна из старейших и интереснейших улиц Ростова, со своей удивительной историей и потрясающей архитектурой ждет своего поклонника и часа(лишь бы не было поздно...).

(Приходько М.А.Директор МСИИД)


Вступление к альбому «От храма к храму»

(Кишкинова Евгения кандидат искусствоведения, доцент Института Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета)

Книге, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках, трудно подобрать строгое жанровое определение. Пожалуй, более всего это путеводитель, который приглашает совершить прогулку длиной в одну улицу и два столетия. "Места, которые мы помним и места, которые мы ожидаем увидеть, сопрягаются в реальном времени. Память и ожидание фактически составляют подлинную перспективу пространства, сообщая ему глубину", - эти слова голландского зодчего Альдо ван Эйка могли бы стать ее эпиграфом. Память места - философско-архитектурный феномен, одно из проявлений его - некое "проступание", иногда объяснимое, иногда почти мистическое - отдельных деталей или фрагментов навсегда утраченного в ныне существующем, связывающее в единую пространственно-временную цепь прошлое и настоящее. Информационное поле старого города пронизано нематериальными образами прежде бывшего, вполне материальным носителем которого выступает архитектура. 
Впрочем, и материальность архитектуры далеко не абсолютна. В повседневной суете мы слишком привыкли почти не замечать зданий, рядом с которыми и мимо которых проходит жизнь. Не замечать их существования. Не замечать их медленного разрушения, стирания, неуклонного превращения в слаборазличимые фантомы памяти. Книга Л.Ф.Волошиновой, тонкого знатока ростовской старины, написана языком точным в научных определениях и эмоционально-сдержанным, но звучит она, как набат, призванный разбудить и заставить оглянуться вокруг, пока еще не слишком поздно, пока вокруг еще можно распознать зримые и живые следы собственной истории. Прочтите эту книгу не торопясь, в уюте своего жилища. А затем пройдите, перелистывая ее страницы, по Дмитровской - и Вы поймете, что видите эту улицу впервые. 
Это книга для тех, кто любит свой город. Но прежде всего - для тех, кому еще предстоит его полюбить.