На фоне разнообразной событиями художественной жизни нынешнего 2012 года персональная выставка Леонида Кабарухина занимает особое место. Эта выставка, спустя 15 лет после последней, безусловно, привлечет внимание и коллег по цеху, и ценителей ростовской художественной школы. Кабарухин человек и художник, мыслящий в тишине или в стороне. В дополнении к своему таланту Леонид Андреевич обладает еще качеством, как я полагаю, далеко не лишним для художника, — интеллигентностью. И в манере вести себя есть что-то от его живописи — завершенность, сдержанность, лаконизм, мягкость. Он пишет не мертвую форму, а ее историю, ее душу, надеясь на диалог со зрителем (потому-то у его героев такие большие и выразительные глаза). Но есть ли это скрытая тяга к исповедальности? Его душа не черствеет, не уходят порядочность и чистые нравственные начала. 
     Леонид Кабарухин разделил счастливую и нелегкую судьбу художников своего поколения; осознанное желание стать Художником, учеба в одном из лучших учебных заведений того времени, возможность бесплатно стажироваться, ездить на пленэры и творческие дачи. И как водилось тогда, лишь через 15 лет после окончания училища впервые получил возможность серьезно выступить на своей первой персональной выставке лишь в 1986 г. в библиотеке «химфака» Ростовского госуниверситета, и в этом же году в Ростовском Доме Архитектора. 
     Творчество Кабарухина можно поделить на несколько периодов, когда попеременно угадывается влияние во многом и условное; фовизма, Пикассо, Матисса, Фалька, позднее — древнерусской живописи (стажировка в Кириллово-Белозерском монастыре). 
     Как и художники-фовисты, он не стремится к правдоподобному изображению действительности, а озадачен выражением реальности, наполненной эмоциональностью и тихим, вдумчивым диалогом между природой, людьми и предметами (отсюда такая верность портретам и натюрмортам). Никакого многословия, крайняя скупость на детали (более того, Кабарухин гипертрофировано увеличивает основные предметы, как бы наводя на них фокус и концентрируя силу впечатления). Все это прочитывается в эстетических и художественных задачах, которые ставит перед собой Кабарухин. Следует сказать, что лично для художника, путеводным опытом стало творчество Тимофея Федоровича Теряева. Все ученики Теряева, в том числе, и Леонид сознательно, опираясь на творческий опыт своего педагога, подражая и перелицовывая новаторские направления в искусстве, не растворились в них и не потерялись, а смогли сформировать свою художническую позицию. 
     Понятие «философское» сейчас легко прикладывается ко всему искусству вообще. Творчество Кабарухина подчас достигает философского уровня, потому, что задается вопросами смысла жизни, размышлениями о сложных взаимоотношениях между людьми, или человека и среды. Такова, например композиция «В кочегарке»(1979). Какие трогательные воспоминания у каждого кто «учился на художника»; теплая атмосфера вечных споров об искусстве, месте творца в этом мире, его общепланетарной миссии. А чего стоит «укоренившаяся» идея, что лучшие представители «неофициального андеграунда» вышли из дворников и кочегарки. Но тогда следует признать, сколько их талантливых и не признанных осталось там, потратив все силы и талант на нескончаемые разговоры за традиционным «возлиянием». Или два портрета его друга художника Александра Жданова(1938-2004). Первая композиция, датируемая 1979, вторая 1978, — это не просто повествовательные изображения конкретного человека. Это пейзаж с фигурой, — не изолированный от всего силуэт, а обогащенный пространственным содержанием, решенный мощными, почти скульптурными объемами, образ бескрайности, макрокосмоса в каждом человеке. Мир художника, познавшего чувство приобретенной свободы, ощущение тяжкого преодоления и одновременно беззащитного, одинокого. 
     В каждой работе, Кабарухин ищет гармонию контрастов, стремится к лаконичности и недосказанности, предполагая за зрителем интеллект, тягу к исследованию и воображению. Так, например, "На Кировском"(1984), "Юрий Бондаренко"(1979), "Бегущий человек"(1979), "Актриса и балерина"(1978), "Ночной натюрморт"(1985). Здесь привлекает элегантность композиции и та изысканная мера условности, при которой предметы, утрачивая свою натуральность, пластически подчиняются законам изобразительной гармонии. 
     Пластические и живописные идеи, владеют художником, помогая ему создавать возвышенные образы вполне земных людей. В "Семейном портрете"(1992) тоновая мелодия пронизывает умиротворяющее состояние игры теплого золотисто-розового цвета и мягких зеленых теней, подчеркивающих живую выразительность лиц. А сплетенье рук символизирует сплетенье семейных уз, добавляя выражение бесконечной душевной нежности. 
     В большинстве своих работ, особенно ранних, Кабарухин тяготеет к особой выразительности цвета, темным широким контурам, слегка искаженным упруго-плавным формам, не придавая значения объемности и воздушной перспективе; "Сирень"(1984-1985), "Натюрморт"(1993), "Натюрморт со свечой"(1979), "Косарь"(1993). 
     Три вещи, которые я отметила на этой выставке лично для себя, посмотрев воедино почти два десятка работ: Во-первых, случайно или нет, во многих своих композициях, Кабарухин использует, где явно, а где лишь краешком отметит, — дорогу. Образ дороги, так любимый многими художниками, как напоминание о пройденном пути и — дороге, зовущей вдаль. Во-вторых, черный цвет. Много черного! На первом этапе творческих исканий, особенно. Черный цвет в живописи обладает удивительной эмоциональной насыщенностью и силой. У Кабарухина он звучит чуть минорно, воплощая образ печальный и даже трагедийный. И, в-третьих, для творческого самовыражения Леонида существует лишь один вид искусства — живопись, и один материал — масляные краски. И ничто другое не в силах подчеркнуть внутренний эмоциональный порыв художника. 
     Эта выставка подарит настоящим ценителям живописи долгожданную встречу с интересным и ярким художником Леонидом Кабарухиным. Мы не до конца представляем масштаб его дарования. Конечно, он не является одинокой вершиной на ростовском олимпе. Есть определенное созвездие талантов, которые войдут в ценностную шкалу ростовской живописной школы, где его имя займет достойное место. 

(Приходько М.А., музеевед, Директор Музея Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской)


►О ХУДОЖНИКЕ