Более 50-ти лет назад, в 1958 году, по окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.Мухиной, Виктор Шамаев приехал во Владимир — один из старейших русских городов, богатый древними живописными и архитектурными традициями. Здесь он быстро включился в современную творческую жизнь, работал в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России. 

Как монументалист, Виктор Шамаев много сил отдал работе по украшению общественных зданий города Владимира. Им оформлены Владимирский планетарий, Владимирский Государственный университет, где написаны портреты ученых, областная и городская библиотеки, цеха ВТЗ, музыкальная школа № 2 и многое другое. Кроме того, своими творческими работами Шамаев участвовал в областных и российских художественных выставках. В разных техниках пробовал себя художник, но однажды он взял в руки акварель и так покорен был ею, что больше не изменял никогда. 
Акварельные краски есть, наверное, в каждом доме. Это на первый взгляд самый простой и доступный материал для творчества. Это так и не так. Акварель часто называют чувством, запечатленным в цвете, настолько велик ее потенциал. Работа в технике акварели невозможна без высокого профессионализма, подразумевает также артистизм и виртуозность мастера. Акварель своенравна, строптива и очень подвижна. Она дает возможность импровизировать, заставляет принимать мгновенные решения. Результат труда в работе акварелью виден не в отдаленной перспективе, а в этот же момент. Акварель неожиданна. Двух одинаковых акварелей быть не может. 
В советское время акварель из камерного вошла в сферу большого искусства. Проводились республиканские и всесоюзные выставки. Выросли размеры работ, на выставках можно было увидеть акварели, размером до двух метров, не потерявшие своих специфических, характерных для нее свойств. 
Не смотря на всю сложность и капризность акварели, Виктор Шамаев достиг в этой технике больших высот и по — праву считается ведущим акварелистом Владимирского Союза художников. Подтверждением этому является неоднократное участие работ мастера во Всесоюзных выставках акварели (1984 и 1987 гг.) и Всероссийских выставках станковой графики в Москве (1986г., 1998г). 
Художник с удовольствием делится секретами своего мастерства. К нему приходят учащиеся детских художественных школ, и он прямо в выставочном зале проводит для детей мастер-классы, учит работать акварелью. И надо видеть, с каким восхищением следят дети за рукой художника, за точностью его движений. Они видят, как белая бумага сквозь краски отражает свет, и благодаря прозрачности красочного слоя, под рукой мастера появляется нечто легкое, звучное и по-настоящему прекрасное — акварельная живопись. 
Как-то, в частной беседе Виктор Иванович рассказывал, что однажды, будучи в небольшом городке в Германии, он проводил мастер-класс акварельной живописи для немецких детей. И дети и родители были потрясены возможностями акварели и техникой русского мастера. С улыбкой художник говорил, что после нескольких занятий, на улицах его стали узнавать и обращаться не иначе, как «маэстро». 
Несмотря на возраст, Виктор Шамаев удивительно живой, подвижный человек, находящийся в постоянном движении. Как и у всякого художника у него есть излюбленные мотивы, к которым он обращается постоянно. Это церковь Покрова на Нерли, прекрасная в любое время года, это родные кольчугинские проселки, солоухинские места. 
Сердце художника болит за русскую деревню за запущенность ее храмов, за бедность ее деревень, за чистоту ее природы. Все это он знает не понаслышке, потому, что им исхожены, наверное, все владимирские дороги, увидены и запечатлены на картинах даже самые глубокие ее уголки. 
Виктор Шамаев — признанный мастер акварели, работы которого отличаются высокой культурой письма. Важное, присущее творчеству Шамаева качество — мажорная тональность. Он не приукрашивает действительность, но как-то так получается, в любом пейзаже он умеет видеть и показать красивую душу природного мотива. 
Художник не стоит на месте, всю свою жизнь он совершенствуется, работает над собой, и с определенностью можно сказать, что сегодня им достигнут высокий профессиональный и творческий уровень. Сегодня художник достиг той степени мастерства, когда он, подчиняясь движению души, с легкостью воплощает свой замысел. Его кисть на бумаге живет широко и свободно, художник работает, прислушиваясь лишь к высокому полету своего вдохновения. 

Надежда Севастьянова — научный сотрудник 
Владимиро-Суздальского Музея-Заповедника