Есть художники, которые обретают свой путь в искусстве сразу, но есть те, кто идет тернистой дорогой, преодолевая преграды и терпя лишения. Именно такой путь пришлось пройти И.А. Язеву и В.Г.Леню, - собратьям по цеху, и друзьям по жизни, которым в этом году исполняется 100 лет со Дня Рождения. Для бурного на события ХХ века, год 1914-ый стал переломным в истории России и Европы, - началась Первая Мировая война, изменившая судьбы стран и народов.
    Оба родились на Дону, с разницей в один год окончили Ростовский художественный техникум им. М.Б. Грекова, где благодаря таким педагогам, как А.М. Черных и А.А. Мытников впитали в себя глубинное понимание традиций русской живописной культуры. В 1938 году большой десант выпускников "грековки" в составе Ивана Язева, Виктора Леня, а также Семена Скопцова, Галины Талалаевой, Георгия Лелькова "высадился" в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Однако война прервала учебу и развела друзей на долгие годы; одного в действующую армию, другого в эвакуацию в Узбекистан. Вернуться к живописи они смогли лишь после Победы. В 1948 году одновременно защищают диплом, и снова друзья расстаются; В.Лень уезжает в Ростов-на-Дону, где его сразу приглашают на преподавательскую работу в РХТ им. М. Б. Грекова, а И.Язев остается в Москве. Мирная жизнь набирает обороты, - работа, творческие командировки, выставки, но Виктор Григорьевич и Иван Андреевич находят время для встреч и общения. Надо отдать должное, Иван Андреевич всегда был гостеприимен и любил принимать гостей столицы, особенно приехавших с Дона, в своей мастерской в Брюсовом переулке. Так он чувствовал неразрывную связь с малой родиной, с событиями, происходившими в ростовском союзе художников. И.А. Язев объездил почти весь Советский Союз; Подмосковье, Северный Кавказ, Сибирь, Армения, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, – вот не полный список мест, где побывал Иван Язев, выполняя различные заказы на оформление клубов, колхозов, учебных заведений... И отовсюду он привозил огромное количество натурного материала, часть которого и вошла в нашу экспозицию. Это уникальнейший слепок безвозвратно ушедшей страны и эпохи. Как и многим его современникам, В.Г. Леню был свойственен универсализм. Работая в любом жанре и технике, он не был дилетантом. Во всех областях он работал как профессионал. Успевал заниматься творчеством и педагогической деятельностью, растить сыновей и активно участвовать в общественной жизни ростовского отделения СХ, стал организатором, а впоследствии и главным редактором «Агитплакат Дона».    Поразительно независимое творческое мышление и свобода просматривается, прежде всего, в пейзажах Виктора Григорьевича. Неравнодушие, можно даже сказать художническая одержимость, отражаются в его работах не оставляя безразличным и зрителя. Его пейзажам, и пейзажам Язева свойственны искренность и восторг, влюбленных в природу и знающих цену жизни, как всех тех, кто прошел сквозь военное лихолетье. Такие понятия, как профессиональная гордость, достоинство ремесла, мастерского владения техникой были отличительными чертами художников той эпохи. Эпохи победителей, творческих индивидуальностей и неординарных личностей, перед которыми мы в неоплатном долгу. Масштаб дарования В.Г. Леня и И.А. Язева не выявлен со всей полнотой, но созданное художниками-юбилярами обеспечивает им прочное место в истории донского искусства.


►О ХУДОЖНИКЕ В.ЛЕНЬ


►О ХУДОЖНИКЕ И.ЯЗЕВЕ


► ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ


ВЕЧЕР ПАМЯТИ ХУДОЖНИКОВ В.ЛЕНЯ И И.ЯЗЕВА