13/03/2015 14:00 - 13/05/2015 17:00
Проект современного искусства «Черный свет» в трех частях.
Часть первая.
Зал №1. К 100-летию «Черного Квадрата» Казимира Малевича.
Столетняя история «Черного квадрата» - одного из самых значимых произведений визуального искусства ХХ века имеет и свою пред-историю. В 17 веке английский философ Роберт Фладд в своем трактате (1617г.) с помощью черного квадрата на белом фоне иллюстрировал понятия макро и микрокосма, а во второй половине XIX века во Франции сначала поэтом Полом Било (1882г.), а затем и журналистом Альфонсом Алле (1893г.) были представлены вариации «Битвы негров» в виже черного прямоугольника на белом фоне. В качестве пред-истории можно вспомнить и черный куб Кааба с черным камнем – известную мусульманскую святыню. Но только в начале ХХ века Казимир Малевич создав «Черный квадрат», ставший оновой супрематизма и поставивший под вопрос саму природу и смысл искусства. Впервые идея «Черного квадрата» появилась в декабре 1913г. в постановке музыкально-визуально-сценическом манифесте – опере «Победа над солнцем», объединившим самые значимые фигуры русского авангарда Хлебникова и Крученых, Матюшина и Малевича. В эскизах к «Победе над Солнцем» открылся эстетический принцип супрематизма. Он еще не имеет имени и не осознан самим автором, но здесь его фактическое начало и исток. Само же живописное произведение создается Малевичем в ходе подготовки к выставке «0, 10» в июне 1915г., и, по некоторым исследованиям, именно в день летнего солнцестояния 21 июня Казимир Малевич заканчивает свой первый «Черный квадрат», что акцентирует связь с солнцем – важнейшим явлением природы, преодоление зависимости от которой становится целью создаваемого Малевичем супрематизма. «Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространство-построения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» — все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх — низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией». (Евгений Ковтун «Победа над солнцем» начало супрематизма»). Выставка «0, 10» с «Черным квадратом» Казимира Малевича открывается в декабре 2015г. и порождает бурные споры, обсуждения и интерпретации, продолжающиеся и по сей день. На протяжении последующего столетия созданы тысячи произведений, так или иначе отсылающих к «Чёрному квадрату», написаны сотни томов разнообразных и разно-полярных текстов. И в настоящее время им не потеряна непреходящая актуальность и значимость: все поглощающий и все излучающий – «черный свет» – знакового произведения Казимира Малевича.
Игорь Введенский
Состав экспозиции:
1. Работы по «формальной композиции» студентов первого курса отделения «Коммуникативный дизайн» ААрхИ ЮФУ, которые, являются продолжением исследований Малевича в области формы
руководители Е.Фудимова, Ю. Гончарова, А.Бузаненко.
2. Работы А.Аксинина, А.Шагинова, А.Лишневского, Н.Уварова.
3.Фотосессия и коллективные действия зрителей по созданию нового «Черного квадрата» Малевича для коллекции МСИИД.
4. Видео-арт по эскизам Малевича к пьесе «Победа над солнцем» и 3D анимация выставки супрематизма «0,10» (дипломная работа Влада Солагаяна).
5. Плакаты студентов Н.Уварова, М.Вороновой, В.Солагаян, И.Соколовой, М.Печерской «Коммуникативный дизайн» ААрхИ ЮФУ (рук. А.Лишневский).
Часть вторая.
Зал №2. Живопись из коллекции МСИИД.
Окно, через которое художник видит мир «пока не закрыто». Простые краски, выдавленные из тюбиков, художники наносят на кусок холста, растянутого на деревянном подрамнике и нам открывается их взгляд, их мир, их ритм, их дыхание, которое живет в каждой картине. Итог 10-летней деятельности Музея Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской представлен работами художников из фондов:
Теряев Тимофей (Ростов-на-Дону) Живописец
Курков Игорь (Ростов-на-Дону) Живописец, график
Шагинов Алексей (Ростов-на-Дону) Живописец, график
Кузнецов Анатолий (Минск) Живописец. Родился в 1947 г. в Усть-Камчатске Хабаровского края. 1965-1969 –учеба в
Стуканов Леонид (Таганрог) Живописец
Кабарухин Леонид (Ростов-на-Дону) Живописец
Лиховид Георгий (Волгодонск) Эмальер, живописец, график. Заслуженный художник РФ.
И многие другие художники.
Часть третья.
Зал №3. Проект моих аналоговых и цифровых коллажей из серии «Академическая пандемия» - это место столкновения взглядов, стилей и идей. Избежать хаотичности мне помогает убежденность, которая с годами только укрепляется и занимает меня все больше. Я говорю о недооценке нашего русского искусства, начиная с 14-15 вв. на фоне восхваления европейских кумиров от ренессанса и до наших дней. Нас учат с детства любить французских, итальянских, немецких художников. Древнегреческая и древнеримская культура повсеместно преподносится как «вершина художественного творчества» а русское наследие недооценено и до сих пор плохо изучено и многими воспринимается как церковная утварь. Русская икона и фресковая живопись Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия являет нам высокий образец художественного творчества, хотя сохранились крохи от того что ими было создано. Забыты сотни имен. Большая часть русской иконы уничтожена или вывезена зарубеж, а храмовое искусство погибло в войнах и в период борьбы атеистов - коммунистов с религией.
Если сравнить фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря с Сикстинской капеллой, которую Л.Н. Толстой назвал «мясной лавкой», то настоящий ренессанс был в России, а не на Западе. Композиционный язык, выразительность абстрактно-формальных средств решения пластических задач, смелость колорита ставят Дионисия на первое место среди мастеров своего времени. А великий Рублев в «Троице» превзошел и его.
В разоблачении фальсификации хронологии и истории Западной Европы и России идет накопление доказательств. Ассамбляж «Западноевропейская утка», изображает плывущую золотую утку по воде, в которой отражается вместо камышей роскошный позолоченный багет. Это ключ к моей серии «Академическая пандемия». Утка - символ лжи, и наш мир тонет в ней. В этом уверены академики РАН, историки-математики Фоменко и Носовский. Они, расширяя круг сторонников, стремятся восстановить историческую справедливость. Скептики считают маловероятными масштабы исторических фальсификаций, разоблаченных этими учеными. Однако события предыдущего 2014 года показывают вообще невероятные возможности западного сообщества по фальсификации событий, происходящих на наших глазах. Искусство врать «на живом глазу» говорить на черное - белое поражает. Если это возможно в наш век мультимедиа технологий, видеофиксации всех событий, то вероятность исторического сочинительства, начиная с 15 века в рамках «ведения информационной войны с Россией» очевидна для всех. Конспирология не мой конёк, но если большая игра ведется, то я бы поучаствовал в ней на стороне Великой России под девизом «англичане гадят». Проект «Академическая пандемия» - это постмодернистский коллаж из «икон» западноевропейского ренессанса, смешанных с объектами современной визуализации. Ирония и эклектика постмодерна в виде самопародии соотносится с заявленным еще футуристами протестом против «мертвечины академизма». Одновременно актуализируется несогласие с выделением денег правительством России из бюджета культуры на строительство и расширение Эрмитажа и Пушкинского музея для размещения там «ренессансного бреда». Вместо поддержки наших современных живых художников, будем любоваться западными «шедеврами» и картинами наших мертвенных эпигонов. С другой стороны процесс оцифровывания мира, фотография и цифровые технологии, как инструменты создания искусства, становятся новым вызовом для традиционных форматов.