На протяжении всей истории человечества люди собирали и хранили предметы, имеющие сакральную, материальную и эстетическую ценность. Понятие «коллекционирование» было введено в обиход почти 2,5 тысячи лет назад Цицероном. А первыми коллекционерами историки называют правителей Пергамского царства (3в. до н.э.)  Коллекционирование – яркая и глубоко личностная область творчества. Каждая коллекция, каждый коллекционер – это явление художественной и общественной жизни города и страны, составная часть истории национальной культуры. Как правило, коллекционерами становятся незаурядные личности; Кардинал Ришелье был ярым и азартным собирателем курительным трубок, Канцлер Бисмарк коллекционировал градусники, Наполеон – часы и оловянных солдатиков, к которым был неравнодушен и сэр У. Черчилль. Страстными коллекционерами были многие деятели культуры; Гете – крупная коллекция минералов, Вальтер Скотт – холодное оружие, Иван Тургенев – шахматы, Жюль Верн – карты и путеводители, Жорж Сименон – телефонные книги…

             Коллекционирование в России со всеми взлетами и потрясениями, – одна из интереснейших страниц истории и заслуживает отдельного разговора. Почти трехвековая история российского коллекционирования начинается, как принято считать с Эпохи Петра Великого, который, и стал в прямом смысле этого слова, первым российским коллекционером. Так как до него, собирательство на Руси, скорее свидетельствовало о пробуждении интереса, желание иметь что-то необычное и диковинное. Русские князья и цари не столько коллекционировали, сколько копили богатства. Значительную роль в привитии вкуса к коллекционированию в России сыграли заграничные вояжи Петра. Посещая Европу, российский император мог убедиться, что коллекционирование становится важной и неотъемлемой частью государственного престижа и непременным атрибутом светского человека.  Со временем частные коллекции российских монархов и знати положат начало первым государственным музеям. Круг российских коллекционеров на протяжении трех столетий складывался из наиболее образованных и прогрессивных представителей своего времени. Среди них и члены царской семьи, высокородные вельможи и ученые, купцы и врачи, банкиры и художники. Случалось, страсть к коллекционированию охватывала чуть ли не целые династии; в роду Голицыных – 6 коллекционеров, Щукиных – 5, Шереметевых – 5, Рябушинских – 4. Самым ярким на рождение новых коллекций можно считать 19 век. Среди коллекционеров, - имена, которые сейчас известны всей России; Третьяковы, Бахрушины, Морозовы, Щукины, Мамонтовы… Благодаря их неустанной и подвижнической деятельности в России складывался богатейший, уникальный культурный фонд. Однако Октябрьская революция и последующая за ней гражданская война существенным образом, повлияли на дальнейшее развитие коллекционирования.  Большой урон понесли частные коллекции, которые были разграблены, национализированы, раздроблены и распроданы. С приходом к власти большевиков, государственный музейный фонд на законных основаниях, поглощает частные коллекции, вместе с самим термином.  Новая социалистическая парадигма представляла «коллекционирование», как буржуазное занятие, не поощряя его. Но не взирая на надзор милиции и КГБ, в 60-70гг. прошлого века коллекционирование в СССР начинает активно развиваться.  Можно предложить следующие периоды в истории российского коллекционирования; дворянский (18в. -1861г), буржуазный (1861г.- 1917г.), советский ( до начала Перестройки), корпоративный (90-е годы прошлого столетия) и «то что происходит «сейчас»…

               Несколько лет назад МСИИД предложил выставочный проект «Из личных коллекций», направленный на поддержку и пропаганду коллекционной деятельности. Благодаря этому проекту, наши посетители смогли увидеть редкие работы известных художников, находящихся в частных коллекциях; А.Лабаса, О.Филатчева, Г.Левицкой, Е.Покидченко, С. и Л.Скопцовых, В.Маркина, В.Орлова, В.Щебланова, Т.Теряева и др.  И в продолжении заявленной темы, МСИИД представляет выставку «ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СЮИТА» из коллекции Василия Дащенко. Собирательству положили начало подаренные Василию Павловичу в 1982 году две работы таганрогских художников – Николая Ливады и Евгения Пикузы. Но планомерное и осознанное накопление собрания пришлось на 90-е годы. На данный момент у «Дяди Васи», как он сам себя так называет, более 700 работ, и больше половины из них, - это произведения живописи и графики художников Таганрога. Все произведения объединяет основной критерий отбора, - они отражают индивидуальный вкус коллекционера и являются частью его личного комфортного пространства.  Говоря о личности Василия Павловича и его коллекции можно привести слова А.М.Эфроса: «Как коллекционер он произошел сам от себя. Он сам свой предок…».

            Отобранные для выставки «Провинциальная сюита» работы 26 художников различны по временным рамкам и разнообразны по направлениям и техническим приемам. Перед нами, в буквальном смысле, история таганрогского изобразительного искусства за последние пол века; разнопланового, но всегда талантливого и утонченного. Профессиональная зрелость и самодостаточность нынешних таганрожцев появились не вдруг, а были «запитаны» на классических традициях и творческой свободе художников старшего поколения; М.Новикова, В.Орлова, М.Сычева, Е.Пикуза, Л.Стуканова, В.Ушенина и др.

                   Мы должны поблагодарить как Василия Павловича Дащенко, так и всех российских коллекционеров, которые несмотря на все перипетии российской действительности, продолжают, зачастую по крупицам собирать национальное искусство, со всем его многообразием. Они хранители нашей памяти и времени.