Хардикова Мария Александровна родилась в 1981 году в г. Ростое-на-Дону,в 2001 окончила РХУ им. М. Б. Грекова и переехала в Петербург,поступила в Академию художеств им. И. Е. Репина,в 2012 году выпустилась со специальностью-художник-монументалист.c 2016 член Союза Художников.
Участвовала в выставках в залах Академии и Союза Художников, в серии выставок в городах Китая.(2003-2016 г. г.)

В выставке "Тонкая Демаркационная линия"(куратор и один из авторов проекта Вадим Мурин(Елена Лапко,Инна Фёдорова,Маша Богораз)
В "Клубе Приказчиков",а затем в МСИИД на Дмитровской(Ростов-на-Дону)
Выставка "Пробелы"в МСИИД на Дмитровской.Проект "13 Га"на Парамонах. Участвовала в выставках и перфомансах Школы современного Искусства "Группа лиц"(автор Вадим Мурин)
Проект "ФакСULTактив по истории в доме Кисина.
Как уличный художник участвовала в фестивале уличного искусства в г.Москва "Арт-платформа"(2019г)удостоена приза в номенации "за лучший культурный стрит-арт"
Фестиваль "Stenograffia"2019г.(Екатеринбург)
Выставка "Stenograffia Х" 2019г.(Санкт-Петербург)
В ярмарке современного искусства в городах Италии(куратор Untitled Gaiiery) (2019г)


21 век набирает обороты и по мере того как совершенствуется общество, развивается в неизвестной ему плоскости искусство. Тем не менее, современные технологии и урбанизация не мешают художнику посматривать в сторону классического искусства. В творчестве происходит сложнейший, драматический, раздираемый противоречиями период. Реальное положение дел в изобразительном искусстве сейчас чрезвычайно сложно. Не надо делить художников на современных и не современных, или на передовых и реакционных. Такой подход упрощает ситуацию и катастрофически обедняет общую картину. На самом деле существует богатый спектр творческих возможностей, и на примере Марии Хардиковой это можно почувствовать. Зритель, который придет на выставку Марии не увидит в её работах прямое отражение реальности, но сможет увидеть красоту бытия человека, влюбленного в реальность.

Живопись всегда была своеобразным камертоном уровня развития изобразительного искусства, но как в любом развивающемся организме идут процессы, которые несомненно влияют на само существование холста и красок. Мария - выпускница факультета монументальной живописи Санкт-Петербургской Академии Художеств (мастерская С.Н. Репина). Кое-кто может подумать, что, получив образование в таком престижном учебном заведении, художник отправляется в полёт. Но это лишь свободное падение, а образование – крылья. Научиться летать, каждый должен сам. Как-то так… Но как?

Живя и работая в Санкт-Петербурге, Мария не осталась в стороне от ростовской художественной жизни. Вместе с группой активных общественников и неравнодушных художников проводит арт-акции по привлечению внимания к бедственному положению Парамоновских складов – одновременно и достопримечательности, и проблемной точки донской столицы. Она расширяет свою эстетическую программу; и вот уже на улицах Ростова появляются фрески… Последняя её работа - роспись одной из стен Ростовской государственной консерватории им.С.Рахманинова стала достаточно известной благодаря телерепортажам и различным публикациям. Фрески М. Хардиковой – колоссальный ресурс для туристической и эстетической привлекательности Ростова-на-Дону. Наши власти должны Марию на руках носить, лелея надежду, что у художницы-монументалистки не пройдёт желание подарить мегаполису другие свои произведения. Не каждый город может похвастаться мастером с такой художественной специализацией и активной творческой позицией. В 2019 г. Хардикова приняла участие в фестивале уличного искусства в Москве («АРТ-платформа»), где была удостоена приза в номинации «За лучший культурный стрит-арт». На данный момент художница открывает свою персональную выставку в Музее Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской, которую она назвала – «Странные музы». Хардикова относится к числу тех людей, которые говорят своими поступками. Выставка «Странные музы» - это образное размышление Марии о месте искусства в нашей жизни, истории, о её гражданской позиции. Её тревоги, радости, печали, и другие проблемы, которые так важны для художницы. Мария Хардикова не ломает границы, которые отделяет искусство от прочей деятельности человека, но и не хочет попасть в трясину академического искусства. Её живописные холсты хотя и отличаются легкой незаконченностью, но в них присутствует внутренняя логика. В творчестве органично переплелись и традиции классического европейского искусства и русских «мирискусников», представителей «Голубой розы» (может быть не случайно большинство художников - питерских) - Л.Бакст, А.Бенуа, К.Богаевский, Н.Милиотти, А.Головин и др. Недаром, в некоторых композициях просматриваются артистические сюжеты. В работах художницы полностью отсутствует агрессия; нет жестких форм, грубых линий, цветовых контрастов. Работы Хардиковой являются её символическим портретом. Она очень похожа на свою живопись. На бегу, её трудно рассмотреть. Здесь требуется пристальное созерцание, которое вознаградит внимательного зрителя. «Странные музы» - это «рассказ» автора об окружающем мире, истории, экологии, духовности… Мария Хардикова - романтик, лирик, немногословна, терпелива, видит смысл творчества в познании и самопознании, очевидна склонность к композиционной режиссуре.

Торжественно красива живопись в последних работах. Очертания архитектурных форм, выплывающих словно видения из мистического пространства. Нет объемности, нет фактур и грубых конструкций. Есть лишь цвет, создающий напряженную музыку… Цвет течёт свободно, помогая образовываться форме, будто проходя сквозь борьбу и сомнения. Пейзажи, которые выбирает Мария – близки ей по духу. Они сочетаются мягкими, плотными тонами – пятнами-сгустками, ощущением задумчивого, таинственного покоя.

Художница идет своим путем – лирический пейзаж, отражающий пластическую мягкую моделировку, характерную для некой пластической философии. В пейзаже она стремиться к внутренней свободе, уходя от традиционных форм. Мария творит форму, в которых есть только еле уловимый след создания сюжета, как бы момент рождения формы. Художница создает ассоциативную связь видимого смысла с почти абстрактной композицией. Это сообщает её живописным композициям чувственную содержательность. Свобода форм, созданная Марией – это лирическая свобода. Художница не насилует процесс формообразования, а как бы даёт развитию идти своей дорогой. То ли даёт абсолютную свободу, то ли увлекает за собой. Создавая туманные очертания нарождающейся формы, она усиливает этот эффект, раздвоением силуэтов и контуров. Формо-созидание в её живописных полотнах идёт через магию душевного состояния. Она лишает свои композиции предметной однозначности. Образы проходят процесс неопределенности и обретают еле уловимую ясность. Рождение композиций, проходящих как бы все этапы: возникновения идеи, становления, преображения, привязки к материальному воплощению и одухотворение. По Хардиковой – рождение формы оказывается и рождением жизни.

Придавая красоте огромное значение, Хардикова следует её внутреннему маршруту. Это её глубинная черта. Видеть красоту во всём; кирпичной стене, фундаменте здания, старинных развалинах, отражений в воде, даже в людях… Попытка идеализировать мрачную действительность. Недаром в её работах много синего – означающий совершенство, ощущение быстротечности жизни, размышление, мир. Синева отражает изменчивое состояние дня и ночи, циклические процессы всего живого на земле от рождения до смерти. В культуре Серебряного века наступление сумерек – момент, когда реальность утрачивает свою материальность и всё окружающее погружаясь в синеву, перевоплощается в другие стихии. Смешивая прошлое и настоящее, Мария старается вывести в своём творчестве единую шкалу неких ценностей, необходимых для всех времён. Можно смело сказать, что творческая деятельность М.Хардиковой активно развивается.

(Приходько Марина)


►ВЫСТАВКА "ПРОБЕЛЫ" 2017 год


ВЫСТАВКА "СТРАННЫЕ МУЗЫ" 2020г.