Родилась 17 января 1929 в г. Ростове-на-Дону, умерла 1 ноября 2005 там же.

Живописец, график. Училась в РХУ (1945-1950) у В.Г. Леня. Член СХ РСФСР с 1958 года. Участник выставок с 1952 года.

Л.С. Скопцова занималась литературным творчеством. Ее стихи и проза публиковались в газетах, журналах, сборниках. Она автор лирических и фантастических рассказов и новелл.


   Сейчас трудно сказать, что способствовало формированию в Людмиле Савельевне художника. Вопросы задавать некому. Из ее рассказа «Встреча», опубликованному в сборнике рассказов и сказок «Шар» в 1997 году я поняла, что она осталась без матери, когда ей было всего полгодика, в пять лет она последний раз видела отца. Воспитывала ее бабушка, заменившая мать. Вместе они пережили оккупацию, но даже спустя полвека Людмила Савельевна помнила встречу холодного и голодного нового 1943 года с коптящим фитилем в плошке, двумя тоненькими кукурузными лепешками на белой тарелке и пьяным хохотом немцев, играющих марш на пианино, которое они выволокли со 2-го этажа на улицу прямо в снег.

    После изгнания фашистов из Ростова в ноябре 1944 года Ростовское художественное училище продолжило свою работу в разбитых холодных аудиториях. Первый набор студентов состоялся в 1945 году. Среди взрослых ребят, прошедших войну, была она 16-летняя девчонка - красивая, умная, энергичная, задорная и талантливая. Заводила, комсомольский вожак – такой она запомнилась своим сокурсникам, такой же осталась по жизни.

     Любимым увлечением в те годы в училище были шахматы, в соревнованиях принимали участие мужчины и одна девушка – Людмила Рожкова.

    Студенческий «Автопортрет», датированный 1948 годом говорит о том, что и в учебе она не уступала сокурсникам. Уже на первых ростовских выставках после окончания училища она была замечена.

     «Порадовала выставка и работами молодых, среди которых особенно хочется сказать о пейзажах Л. Скопцовой-Рожковой «Слепой дождик», «Голубая вода», «Мартовское солнце». В них столько радостного молодого чувства, столько любви к родной природе и поисков своего самостоятельного выражения ее красоты, что можно смело сказать: в Ростове появился еще один интересный живописец».

(Ю.Л. Рудницкая, искусствовед)


     Со свойственной ей целеустремленностью Людмила Савельевна активно включилась в творчество и показала себя на выставках как живописец широкого жанрового диапазона. В первые же после учебы годы на Всесоюзной выставке ее лирическая жанровая композиция «Березка» привлекла к себе внимание прессы и широкого зрителя поэтичностью и глубиной образа, была репродуцирована в одном из центральных журналов «Юность».

      «Начало активной творческой деятельности молодой художницы относится к 1954 году: именно с этого времени ее произведения уже можно было видеть на многих выставках Дона и за его пределами.

     В произведениях Л.С. Скопцовой портретного жанра также можно заметить последовательное усложнение задач, постепенный переход от первого кратковременного представления модели к более развернутой ее характеристики.

    Чаще всего она любит писать человека, когда он остается наедине с собой и углублен в свои размышления, предается мечтам. Неподдельным лиризмом веет от образа задумчивой «Галины» (1964 г.), тонкими нюансами душевных переживаний отмечен «Портрет студентки» (1966 г.).

      У Людмилы Савельевны Скопцовой свое понимание натюрморта, как жанра, натюрморт в ее творчестве занимает особое место. Если проследить эволюцию этого жанра, то станет очевидной та заметная дистанция, пройденная художницей от восторженно написанного «Натюрморта с голубым фоном» (1959 г.) до серии акварелей с праздничным декоративно-орнаментальным строем; «Русский сувенир» и натюрмортом «Не хлебом единым» и «Ожидание» (приобретенным в фонд мира), смыкающимся с тематической картиной со сложной повествовательностью и склонностью к философским размышлениям».

(В. Рязанов, искусствовед)


     Общительная и жизнерадостная она много и упорно работала и никогда не боялась искать, экспериментировать в творчестве. Ее живопись неоднократно менялась, и это в своих статьях хорошо отразила искусствовед Ю. Л. Рудницкая, следившая за творчеством Л. С. Скопцовой:

      «...Очень важной для профессионального роста художницы стала ее многолетняя работа на Академической даче, а также на даче Д.Н. Кардовского в Переяславле. ...Уже с середины 50-х годов она выступила с серьезными картинами пейзажно-жанрового характера («Слепой дождик», «Березка»). Тогда же появилось у Скопцовой характерное для первого десятилетия ее творчества стремление к яркому, жизнерадостному колориту, постепенно развивалась и более декоративная манера письма. Это проявлялось и в ранних натюрмортах художницы».

     В начале 70-х годов живопись Скопцовой становится строже, сдержанней по живописному языку. Поиски свои она концентрирует в основном в двух жанрах - пейзаже и портрете, - обращаясь к натюрморту реже, но решая его более содержательно, как натюрморт-картину («Струнный квинтет», 1974 или «Воспоминание о станице Раздорской», 1976). Декоративная сторона сочетается в них с большей продуманностью композиции.

     Новое появляется у Скопцовой в пейзажной живописи последних лет. Чаще всего она пишет станицу Раздорскую, интересную и своим пластическим рельефом: крутыми буграми, извилистыми улочками-тропинками и живописными палисадниками казачьих куреней. Художницу привлекает разнообразная по форме пластика раздорского пейзажа.

    Как отмечалось, живописный строй ее работ стал сдержанней и строже. Их отличает гамма, несколько неожиданная для солнечного и светлого донского колорита, основанная на сближенных тонах серого, черного, коричневого.

   «...если просмотреть портреты последних лет кисти Людмилы Скопцовой, то можно заметить и возросший интерес автора к духовному миру человека, и стремление к более сложной, хотя, на первый взгляд, и более скромной, сдержанной – менее «цветной» – гамме красок. Людмила Савельевна теперь сознательно избегает в портретах не только яркой декоративности колорита, свойственной более ранним ее портретным работам, но и «многословия» в композиции.

    Что характерно для Людмилы Скопцовой? Ее творческая энергия, тот внутренний «напор», который остался в ней от комсомольской юности и заставляет художницу постоянно искать, а иногда и смело порывать с тем, что уже найдено и как бы «отстоялось» в ее приемах, в творческом видении. Ее стремление находить новые средства выражения для более глубокого постижения мира – и, прежде всего, той земли, на которой она росла, училась, которую любит и не устает передавать на полотне».

    Рядом с Людмилой Савельевной по жизни и мастерской был ее муж и друг. Вместе они прожили долго и счастливо, не всегда гладко и ровно, но всегда с любовью и уважением друг к другу и самостоятельно в творчестве.

     Авторитет и талант мужа не «раздавил» ее, она не стала его продолжением, а всегда искала свой стиль и шла своим путем. Персональные выставки 1972, 1980, 1994, 1999, 2004 годов тому подтверждением. И все же она невольно осталась в тени С.С. Скопцова и, наверное, поэтому в последние годы она подписывала свои работы «Скопцова-Рожкова»

    На последней выставке Людмилы Савельевна в Пухляковской картинной галереи народная художница России М. Савченкова сказала, что творчество Л.С. Скопцовой столь значительно и интересно, что она давно достойна звания народного художника. Тогда мне показалась эта речь несколько пафосной, связанной с конкретным торжественным событием открытия выставки. Сегодня, с дистанции прошедшего времени, всматриваясь в созданное художницей, ощущаешь в них пульс прожитой жизни, талантливо отраженной
в жизнерадостно ярких пейзажах 50-60-х годов, написанных в основном на творческих дачах, сдержанно-напряженных тематических натюрмортах-картинах 70-80-х годов, по-своему увиденный донской пейзаж 90-х годов, построенный в основном на темных тонах. Через все периоды творчества она сохранила интерес к портрету, в котором раскрыла судьбы и характеры разных людей, не повторяясь ни в одном портрете.

     После смерти мужа, несмотря на болезнь, она продолжала много работать, пишет в основном портреты друзей, натюрморты и небольшие рассказы, многие из которых отражают реально пережитые события. Своей незамысловатостью и искренностью они трогают душу и начинаешь понимать сколь непростым и ярким был внутренний мир человека и художника Людмилы Савельевны Скопцовой-Рожковой.


► ВЫСТАВКА СЕМЕНА И ЛЮДМИЛЫ СКОПЦОВЫХ 2009г.