28/01/1955
Заслуженный художник России. Живописец, график, скульптор, иллюстратор, дизайнер, художник современных технологий педагог, профессор.
Родился в 1955году в гор. Архангельске. Учился в РХУ им. М.Б. Грекова 1971-1975 и МГУП им. И. Фёдорова 1978-1984гг.
Член ТСХР председатель секции "ТЕТРА-АРТ", СХР, МСХ с 1989года
Лауреат отечественных премий и наград, среди которых серебряная медаль РАХ 2003, золотая медаль РАНИ 2012, Золотая медаль РуАНИ 2013г., Серебряный орден МАКИ 2010г., Золотая медаль ТСХР 2015г., Пушкинская медаль АРС 2015г.,Гран При Международных конкурсов в Москве и Санкт-Петербурга 2010-2013гг., Золотая медаль САБРОС в честь 150-летия рождения В.В. Кандинского «За вклад в современное искусство России» 2016г.
Автор многих международных проектов с 2001 года и издатель книг, каталогов и альбомов по искусству в издательстве «ПИ».
Действительный Член Академии Российской словесности (член президиума АРС), Российской Академии Народного Искусства, Международной Академии Культуры и Искусства.
Организатор и руководитель Музея Русской Культуры, более 40 лет изучает и образно отображает жемчужину Русской и мировой Культуры «Слово о полку Игореве». Участвовал как художник и автор текстов по «Слову» в 5 изданиях. Общий тираж составляет более 20000экз.
Произведения Леонида Феодора находятся в музейных (более 30) и частных собраниях России, Европы, США, Канады, Египта, Марокко, Китая.
Живёт и работает в Москве
"В круге метаобразов"
Искусство Леонида Феодора живет в целостной органике, снимая границы технологии и отказываясь от жанровых рамок. Оно возвращает в культуру ритуальные предметные формы, рассматривая мир не только эстетически, но открывая его магическую образность. Объекты художника несут в себе традицию греческого «техне», способность сохранять сакральное, не теряя тактильных, чувственных функций. Художник не скрывает своих идеалов, свою обращенность к универсальной иконологии, локализуя ее «контурами» русской истории. Его архаическое чувство наделяется историческими образами-знаками, начиная от древне — русской мифологии и завершаясь образами раннего христианства. Фактически в ее протяженностях выстраивается парадоксальная, но внутренне естественная связь между Перуном, Стрибогом и канонами русского православия. Архаика и самосознание христианства обретают единство в искусстве Леонида Феодора, в пластических системах его космологии, включаясь в колесницу мировых религий. Авторский художественный жест в своей визуальной философии тяготеет к замкнутым циклическим формам — кругу,кресту и квадрату, где образы перетекают друг в друга, материализуясь и вновь развоплощаясь. Они живут во взаимном сплетении, мерцая в «полете Валькирии», в скандинавской космогонии, погружаясь в чувственность средиземноморского логоса и открываясь новыми измерениями в Большом Колесе Махаяна. Россия в этой системе координат превращается в метаобраз планетарного визуального канона, феномен сущности всех метаморфоз, что переживает создание человека на оси истории. Её смыслы символизируют основные энергетийные векторы жизни космоса, образуя особую одухотворенную геоткань, вступая в диалог с собственной «прямой» или «обратной» перспективой.
Образы Леонида Феодора убедительны в своей вещественной , в своей явленной воплощенности. Они напоминают ладанки, обереги, где масштаб и размер абсолютен и относителен одновременно. Интимность, соотнесенность с близлежащим человеческим миром в объектах художника естественно переходит в высшие мерности, в предельные дали, словно мы наблюдаем их из «иных» пространственных слоев и с помощью «иной» оптики. Визуальная модель мироустройства Л. Феодора образует особую параллель с «Розой мира» Д. Андреева или с геометрией «Божественной комедии» Данте. Их рифмующиеся «точки зрения», принадлежат одной и той же топографии, одному и тому же парадоксальному визуальному пути-спирали Мёбиуса, двигаясь по которой, обязательно возвращаешься к ее началу, преодолевая нелинейность и кривизну пространства. Спираль Мёбиуса становится одним из любимых образов художника, воплощая бесконечность в самой непосредственной конкретной непрерывности. Именно в ней, а в ее вращающейся модели Л.Феодор открывает многообразие и вариативность российского исторического хронотопа, его способность к отзывчивости, резонированию на мировые процессы. Рассматривая его внутренние состояние, пластическое мышление Л. Феодора переносит его форму в структуру рельефа — в ниши, возвышенности и впадины. Оно последовательно переживает историю как эволюцию и катастрофу космического пространства, осязая, буквально дотрагиваясь до его «вершин» и спускаясь в его «долины».
Эпическое, фресковое встречается в путешествии художника с драгоценностями малых форм, с непрерывностями византийской мозаики, с ее мерцающей атомизированной смальтой. Отсюда исходит и сама технология искусства Леонида Феодора, напоминающая «народное конструирование», конструирование мира, где каждый пластический элемент означает единицу мироздания. Органическая комбинаторика пластических атомов этих магических рельефах отсылает их визуальные смыслы к традициям классического авангарда, где личная рефлексия художника встречается с образностью Гауди, с «формулами» Павла Филонова и декоративными панно Густава Климта. Естественные материалы — дерево и ткань, используемые художником, возвращает его искусство в первичность творения, в изначальность, в циклическую синхронность нашего времени и времени становления осевых историй. Начиная с кирпичика мироздания, с его корпускулы, объект Леонида Феодора выращивается как кристалл, выстраиваясь в бесконечное иературу, в иконостас, в мандалу, в матрицу священных символов, транслируя световые состояния и фокусируя ценности перво-естества. Время продолжает дальнейшую жизнь артефакта Леонида Феодора. Оно шлифует его «поверхности» и лечит их «травмы», свидетельствуя о своих собственных пределах и о вечности искусства.
(Виталий Пацюков, 2004г.)
«Сотворение истины».
Талантливый художник и философ, Леонид Феодор, не столько изображает окружающий мир, сколько передает свой взгляд на суть вещей, пропуская сквозь призму своего мировосприятия всё, что его по-настоящему волнует. Как философ, Феодор стремится познать Природу, Космос; как художник – вместить этот Космос в узкие рамки ограниченного художественного пространства, не познать, а скорее, «сотворить» истину, вне установленных рамок и клише, вне устоявшихся концепций.
Философия присутствует в любом, даже крошечном предмете, одухотворённом кистью мастера, будь то расписанный стул или гитара. Преобразованные рукой мастера, они содержат в себе частицу обращения к эпическому мировосприятию, символико-знаковому наследию предков, представляя живое единство предметного образа и глубинного смысла. Творчество автора, базирующееся на мифе, сразу же впечатляет и поражает энергией и импульсивностью, смелостью композиционных и цветовых решений. Согласованное сочетание сложной, графически эффектной фактуры, синтез элементов, присущих скульптуре, живописи, графике с необыкновенной сгущенностью и концентрацией авторских эмоций трансформирует статичные объекты, ограниченные материальной поверхностью, в динамичные элементы иной реальности.
Эффект создания художественной иллюзии, становящейся аналогом действительности, возникает в результате контрастного столкновения традиционной живописной техники с различными, порой неожиданными, материалами. В итоге вещь, лишенная привычных и естественных связей, приобретает иную визуальную и смысловую функцию, предмет предстаёт не в материальной оболочке, а в своей сотворённости.
Как здесь не вспомнить утверждение раннего Бахтина о том, что изменение мира, возникает не в результате следования известным правилам, но благодаря творческим решениям, рождаемым в диалоге с повседневным опытом. Этот опыт вызывает обостренное чувство жизни преобразованных предметов, а фантасмагоричный мир созданных художником образов, полных ассоциаций и семантических значений, рождает чувство приобщённости к скрытой сути бытия, даря зрителю радость встречи с Творцом - Художником.
(Светлана Крузе кандидат философских наук 2008г.)