13/01/1910 - 15/12/2010
Родился в г. Грайворон Курской губернии, дед его, крепостной графа Шереметьева, был иконописцем. Отец, Сергей Александрович Орлов (1886-1951), учился у К. Савицкого в Пензенском художественном училище, затем — в Киевской рисовальной школе. В 1932 г. Василий Сергеевич Орлов окончил Харьковский художественный техникум. В 1933 г. из Донбасса он переезжает в Таганрог, где начинает преподавать изобразительное искусство. С 1935 г. принимает участие в городских и областных художественных выставках. Во время оккупации Таганрога Орлова угоняют на принудительные работы в Германию, где он был вынужден трудиться чернорабочим на фабрике до самого конца войны. Вернувшись после войны в Таганрог, В.С. Орлов работает в таганрогском филиале кооперативного объединения «Всекохудожник». В 1946 г. Орлова принимают в члены Союза художников. И исключают через три года, за то, что был в немецком плену. После 1953 г. Орлову предлагали восстановиться в Союзе художников, но он отказался. В 1997 году несколько работ В. С. Орлова (среди них — живописное полотно «По родному краю») было представлено и продано на аукционе «Christie’s». С 1953 по 2010 гг. В. С. Орлов провёл десять персональных выставок. В настоящее время живёт и работает в Таганроге. Работы художника находятся в собраниии Таганрогского Художественного музея, а также в частных коллекциях России, США, Канады, Италии, Германии,Франции.
ХУДОЖНИК УДИВИТЕЛЬНОЙ, НЕЛЁГКОЙ СУДЬБЫ И ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
Нынешнее время не благоволит к скромным труженикам-художникам всю свою жизнь поглощённым только творчеством. Немало затеряно их в разных уголках нашего обширного отечества. Нынче в ходу то, что выпячено на поверхности рекламой, ажиотажной модой или порождено потребностями массовой культуры. Как и во всём другом, теперь рынок регулирует и стимулирует развитие искусства. Оттого, по подобию западных стран, на улицах и площадях наших городов возникла бойкая торговля изобразительной продукцией, назвать которую художественным творчеством в подавляющем случае весьма затруднительно. Тут тебе вариации, а то и просто копии с иллюстраций картин известных мастеров прошлых эпох в духе Айвазовского и Шишкина на любой вкус и цвет. Частные галереи и салоны разбавляют всё это ещё и опытами современных авангардистов, нонконформистов и прочих. В этом вале изделий, претендующих на произведения искусства, в этом лабиринте пёстрых работ непосвящённому вряд ли возможно разобраться. Искреннее, настоящее творчество здесь ущемлено приспособленчеством и угодничеством.
К таким скромным, в общем-то, безызвестным художникам, хотя и с некоторыми оговорками, наверное, можно отнести и таганрожца Василия Сергеевича Орлова, которому исполнилось 97 лет. И все эти годы он плодотворно творчески работал! Честно, не кривя душой, как бы «для себя». Участвовал своими произведениями в довоенных и первых послевоенных художественных выставках в Таганроге и Ростове-на-Дону. В республиканских выставках 1940 и 1946 годов. Об этом свидетельствуют каталоги тех лет. Продолжает писать и сейчас: в его мастерской всегда стоит раскрытый этюдник с выдавленными на палитру свежими красками. Однако имя Василия Орлова даже не упоминается в антологиях по истории донского искусства (к примеру, в книге Ю. Рудницкой «Художники Дона», «Художник РСФСР», 1987). Нет его и в перечне имён художников, произведения которых хранятся в собрании Таганрогской картинной галереи. В перестроечные времена имя Василия Орлова вспыхнуло лишь однажды, в 1997 году, когда на престижном международном аукционе «Кристис» было продано несколько его работ и среди них картина «По родному краю», воспроизведенная в иллюстрированном каталоге этого интернационального магазина. Думается, что жизнь и творчество старейшего художника из Таганрога заслуживает гораздо большего внимания.
Василий Сергеевич Орлов родился в далеком 1910 году первого января (по старому стилю) в небольшом уездном городке Гайворон Курской губернии. Его отец, Сергей Александрович,в своё время учившийся в Киевской рисовальной школе, преподавал в различных учебных заведениях. Из рассказов известно, что дед, крепостной графа Шереметьева, тоже был иконописцем. По дедовской и отцовской стезе пошёл и Василий Орлов, окончивший в 1932 году Харьковский художественный техникум. Семья тогда переехала в Донбасс, задержавшись на железнодорожной станции Попасная, где вместе с отцом, школьным учителем рисования, пошёл работать и Василий Сергеевич. Тихий, уютный южный город, заложенный ещё Петром I на высоком берегу Азовского моря, стал для Василия Орлова родным. Ему, Таганрогу, его истории и повседневной жизни, посвящены многие живописные и графические работы художника.
Орлов успешно начинает творческий путь в таганрогском филиале кооперативного объединения «Всекохудожник». С 1937 года участвует в городских и областных художественных выставках. На последней довоенной областной выставке 1941 года он показывает пять работ пейзажного плана. Из ростовских художников там были широко представлены Т. П. Семёнов, А. М. Черных, А. А. Мытников, А. Е. Глуховцев, П. С. Келлер и другие. Но грянула Великая Отечественная война. Фашисты рвались на Кавказ, фронт быстро приближался к Таганрогу, который вскоре оказывается в оккупационной зоне. В числе других Василия Орлова угоняют в Германию, где до конца войны на фабрике в неволе он отработал чернорабочим. Освободившие его канадцы предлагали остаться за границей. Орлов же с первым эшелоном вернулся на родину, в Таганрог. Пройдя многочисленные фильтрационные проверки, которым подвергались все, побывавшие в немецком плену, он все же избежал высылки в чужие края.
Василий Орлов активно включается послевоенную художественную жизнь Таганрога и Ростовской области. Осмысливая пережитое, он уже в 1946 году на городской выставке демонстрирует цикл работ «В фашистской неволе». Остро и обнажённо передан им кошмар немецкого плена, страдания узников в таких листах, как «В концлагере», «Казнь в бункере», «Борьба за кость». В этом же году его принимают в члены Союза художников, учреждённого перед самой войной (1939). Правда, Орлов пробыл в нем совсем недолго: как побывавшего в немецком плену, его через три года исключили из Союза. Видимо по этой же причине и в дальнейшем официальная печать обходила художника своим вниманием.
Между тем, Орлов интенсивно и много работает в разных жанрах и техниках. И хотя он окончил графическое отделение художественного техникума, его все больше захватывает живопись маслом. На первой отчетной выставке произведений художников Таганрога, посвященной 250-летию города (1948), он экспонирует сразу два полотна на историческую тему — «Основатель города» и «Отбитая атака», портрет Николая Морозова, руководителя таганрогского подполья, картины, отжажающие современную ему жизнь, -"Шахта им. ОГПУ«, «Рыбаки» (всего 17 работ по каталогу). В центре композиции «Основатель города» представлен Пётр Досматривающий развернувшиеся строительные работы на Таганрогу, выступающем далеко в море мысу, который был им выбран для сооружения там гавани и крепости. Событие, запёчатлённое художником в картине «Отбитая атака», взято из истории Крымской войны (1853 — 1856). Тогда, подошедшая вплотную к Таганрогу англо-французская эскадра, высадив на берег десант, безуспешно пыталась захватить город, героически обороняемый, как и Севастополь, всеми его жителями. Повествовательностью и реализмом изображения они близки традициям искусства передвижников. Композиционными холстами Орлов выступает и на областных выставках в Ростове: «Первое сентября» (1950. X., м. 85×135), «По родному краю» (1952. Х.,м. 78×104), «В Таганрогском порту» (1957. X., м. 45×131), «На берег» (1960. X., м. 60×140).
Картина «По родному краю», показанная на седьмой выставке работ художников Ростовской области, весьма характерна не только для живописи Орлова тех лет, это яркий образец соцреализма 1950-х годов. Видимо, именно поэтому она и была отобрана представителями торгового дома «Кристис» для аукциона в Великобритании. Как это у нас нередко случается, произведение мастера лучше и своевременно оценили заграничные эксперты, чем свои на родине.
Кроме некоего патриотического чувства, картина «По родном краю» начисто лишена всякого гражданского или социального смысла. Сюжет её до наивности незатейлив и прост: группа школьников во главе с пионервожатой, отправившись в туристический поход, остановилась на городской окраине среди степного раздолья. Дети весело и шумно радуются летнему солнцу, цветам, травам, летающим бабочкам, — всему, что их окружает. Художник с любовью замечает и прописывает в картине каждую деталь, создавая идиллический образ безоблачного счастливого детства, особо прочувствованного им после суровых лет, прошедшей войны. Используя накопленный в этюдах опыт пленэрной живописи, он стремится к иллюзорной передаче пространственных планов. Постепенно художник уходит от иллюстративности и описательности в трактовке избранных им сюжетов, уделяя все большее внимание художественно-пластическим задачам в выражении своих замыслов. Значительную роль в этом сыграли творческие поездки Орлова по Волге и Каме. Он побывал во многих местах и городах, на строительстве Волгоградской и Боткинской ГЭС. Им было создано большое количество работ как маслом, так и акварелью, гуашью, в смешанной технике, карандашом. Добиваясь выразительности, художник много экспериментирует, сочетая даже в одной работе различные материалы и приемы использования (например, пишет акварелью по левкасу). Излюбленный им вытянутый по горизонтали формат композиции приобретает остроту и динамичность. Графическая изысканность рисунка усиливается и обогащается декоративностью цветового решения. Небольшие по размерам вещи художника завораживают гармонией колорита, полнотой выраженного в них эмоционального, поэтического чувства. Произведения этого цикла были показаны Орловым на отчетной выставке и Таганрогском краеведческом музее под названием «Путевой альбом» (1961).
Орлов пробует свои силы даже в эстампе — линогравюре и офорте. Качественные изменения в творчестве художника лучше всего заметны в решении им рыбачьей темы, которую он многократно варьирует. Непосредственно достопримечательностям Таганрога Орлов посвятил серию работ «В старых кварталах», ставшую основой его персональной тематической выставки 1975 года (Таганрогский краеведческий музей). В портретном жанре он много раз обращался к изображению А. П. Чехова.
Василию Сергеевичу приходилось выступать и в роли художника — декоратора. В народном драматическом театра при клубе Таганрогского металлургического завода он оформил несколько спектаклей: «Ученик дьявола» по пьесе Б. Шоу (1960), «Тогда в Севилье» С. Алёшина (1964), «Остров Афродиты» А. Парниса (1974) и другие.
Долгий путь художника отмечен разнообразными исканиями. Ему не чужд в его произведениях романтический пафос, философское осмысление жизни и природы. В попытках создания обобщающего образа — символа он нередко прибегает к метафоре, аллегории (к примеру, в пейзажных картинах «Небо и земля», «Туча» (1981)). При всём этом всегда ощущается жизнелюбие художника и радость творческих открытий. Совершенствуя мастерство, увлеченно занимаясь поисками новых средств художественной выразительности, Орлов никогда не предавался отвлеченному формотворчеству. Его отношение к художникам — авангардистам спокойное и рассудительное: «Не умаляю их, но и не восторгаюсь ими».
Всего в Таганроге Василием Сергеевичем Орловым было проведено восемь персональных выставок произведений. Последняя состоялась в 1995 году. Дав зарок себе больше их не устраивать, он все же продолжает участвовать на ежегодных рождественских, весенних городских выставках. И солидный, преклонный возраст для него не преграда. Художник остаётся верен своему призванию, искусству. Нынешняя выставка его произведений из частного собрания тоже говорит об этом, напоминая о незаслуженно забытом, живом мастере.
(Владимир Кулишов, искусствовед,Заслуженный работник культуры РСФСР)