09/04/1949
Родился в 1949 году на Донбассе, в 1966 году поступил в Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова. После окончания училища работал преподавателем, а затем директором художественной школы г. Таганрога Ростовской области. В 1977 году уехал на Дальний Восток. Работал художником-постановщиком в театре Краснознаменного Дальневосточного военного округа (г. Уссурийск), затем в Якутии. В 1979 году переехал во Владимир, где в течении 14 лет работал методистом научно-методического центра по изобразительному Искусству в управлении культуры Владимирской области.
Член союза художников России, постоянный участник областных выставок.
Николая Михайловича Бондаренко я знаю давно и достаточно хорошо. Приходилось вместе ходить на этюды, наблюдать его метод работы непосредственно в натурной среде, на природе. Он меня удивлял. Бывало, прежде чем идти писать приглянувшийся накануне мотив, его иногда приходилось торопить, чтобы быстрее отправиться на место работы.
Он не любил вот так, не настроившись, идти и сходу начинать писать этюд. Бывало всякое. Но работал, зато он так увлеченно и азартно, что просто диву даешься: пока не закончит — не уйдет. Такая поглощенность работой, такая отдача всего себя любимому делу были очень характерны для Бондаренко.
Он не боится рисковать. По нескольку раз за один сеанс перестраивает цветовые отношения, добиваясь нужного ему эффекта и выразительности. Может быть и по этой причине его живопись не оставляет зрителя равнодушным. Она очень импульсивна, энергична, узнаваема, в ней чувствуется некая недосказанность, что заставляет зрителя думать и сопереживать вместе с автором.
Одной из самых сильных и ярких сторон его дарования является натюрморт. Мне кажется, что натюрморт он чувствует поразительно. Он сделает его так, как никто другой. На мой взгляд, он даже считает, что это для него не проблема. Но натюрморт, как, ни странно, художник не считает главной удачей и не на всех выставках уделяет ему внимание. Я думаю, что он ошибается.
Бондаренко — талантливый живописец. У него впереди большие возможности и несомненный успех у любителей изобразительного искусства.
(Н. Баранов, заслуженный художник России.)