Родился в 1916 году в г. Беловодске. В 1939 году окончил училище им. М. Б. Грекова (преподаватели: А. П. Черных,С.И.Жовмир). Как один из работоспособных учеников был послан на учебу в Академию Художеств (Ленинград). Осенью 1939 призван в Советскую Армию. Окончил курсы шоферов в Ленинграде участвовал в боях с белофиннами в составе 20 авиабазы 90-го батальона аэродромного обслуживания. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга». Демобилизовавшись в 1945 году принимает активное участие в организации Таганрогских художественных мастерских.в качестве председателя, мобилизуя коллектив на усиление творческой работы, активно участвует в городских и областных выставках. Наиболее значимые работы: «Горжусь тобой, мой сын», «Разгром на Миусе», «Гроза над Горячим ключом», «Весна», «Алексеевский лес» и др.


     Встреча с четой Новиковых — одно из сильных эмоциональных и художественных впечатлений последних лет. Я неоднократно восхищалась законченностью каждого небольшого этюда Михаила Алексеевича, остротой портретных характеристик Антонины Ивановны. Но лишь посетив квартиру художников, можно осознать всю глубину профессионализма и мастерства талантливых авторов. Повсюду — на стенах небольших комнат, на стеллажах мастерской — огромное количество прекрасных, но недоступных для зрителя этюдов, набросков, графических и живописных работ. 
     Творческая биография авторов неотделима от истории училища им. М.Б.Грекова, их имена связаны с именами ведущих донских художников — педагогов Леня, Жовмира, Черныха... Как один из лучших учеников Михаил был послан для обучения в Ленинградскую Академию Художеств, но вместо этого по призыву пошел в армию. Поступив до Великой Отечественной Войны в художественное училище, Антонина также была вынуждены прервать обучение. Во время службы Михаила в рядах Красной Армии, Новикова продолжила работу в училищной библиотеке, перенесенной в городской парк им. Горького. И лишь после войны молодая художница смогла возобновить обучение... 
     Победа в войне ознаменовала начало не только новой вехи в творчестве, но и в личной жизни. Однако, супружеская пара не создала творческий дуэт, предпочтя сохранить яркую индивидуальность каждого. Можно сказать, что Антонина’ решила остаться в тени таланта своего мужа, принявшего активное участие в организации таганрогских художественных мастерских и возглавившего ТагИЗО. 
     Несмотря на то, что общая панорама донской пейзажной живописи послево енных лет кому-то покажется разнородной, лишенной единой объединяющей тенденции, в работах Новиковых можно выделить характерные для ростовской школы живописи черты. Эти общие, узнаваемые признаки достаточно лишь обозначить. Несмотря на колористичность полотен, их общая серовато-голубая или охристо-лиловая гамма сдержанна. Спокойная мягкость красок — вот мотив колористического строя, звучащий в тонком согласии с пространственно- предметной средой, в которой даже красный цвет не имеет яркости и пестроты, словно растворенный светом. Однако, виды Аджимушкая, написанные Новиковым во время совместных этю дов с Сычевым и Бутом имеют неповторимое, присущее только работам донского художника очарование. А созданные авторами портретные образы удивительно точно, с особой эмоциональной силой выражают тончайшие движения человеческой души. 
     Именно поэтому было так трудно отказаться от экспонирования маленьких этюдов и портретных зарисовок, воплотивших в себя всю емкость творческого гения. Зачастую мы лишь вскользь останавливаем свой взгляд на крохотном этюде, не разглядев в нём крупное и значительное по мысли и уровню мастерства произведение искусства. А ведь еще Стендаль писал, что лучшие из работ Джотто — те, что меньших размеров. Тем не менее, Новикову удаются не только маленькие, но и большие эпические полотна, свидетельствующие о высоком профессиональном уровне автора. 
     Что такое профессионализм? Несомненно, у этого понятия много значений. Для кого-то профессионализм — это умение реализовывать полученные во время обучения навыки. Для других — это умелый поиск новых выразительных средств, доказывающий способность оригинально мыслить в рамках определенных тенденций и направлений... Два настоящих мастера далеки от того, чтобы что-то кому-то доказать. Просто и безыскусно излагая на холсте и бумаге свои мысли и чувства, они не заботятся о характерности приёма или интриге для зрителя. В произведениях Новиковых поражает способность в обыденном сюжете непредвзято передать красоту и многогранность художественного образа, ненавязчиво демонстрируя весь свой профессиональный потенциал. 
     Говорят, что искусство дает возможность выжить. Но, глядя на работы таганрогских художников, понимаешь неразделимость для них жизни и искусства. Невольно проникаешься уважением к авторам и их произведениям, любуешься той неподдельной любовью к Прекрасному, которой пронизана вся их чистая, непосредственная жизнь в искусстве. 

(С. Крузе кандидат философских наук, директор ГОУК «РОМИИ» )


►ВЫСТАВКА "ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ" 2007г