Родился 26 сентября 1952г. в городе Ростове-на-Дону. Окончил Ростовское художественное училище имени М.Б.Грекова и ПИ ЮФУ, факультет изобразительного искусства.
В 1983 году был принят в Союз художников СССР. Ованесом создано около трех тысяч произведений живописи и графики. На протяжении более 30 лет регулярно работал в домах творчества «Синеж», «Горячий ключ», «Академическая дача имени И.Е. Репина». Работал над этюдами во многих странах – в Финляндии, Болгарии, Германии, Италии, Сан-Марино, Испании, Андоре, Франции, Великобритании, на Кипре, А так же в Индии, Турции, Китае, Армении, Израиле, Южной Корее.
Ованес Лусегенов является участником более 160 художественных выставок (областные, региональные, всероссийские, всесоюзные, международные, академические, зарубежные). Провел 26 персональных выставок (11 выставок за рубежом). Его произведения экспонировались и приобретались, музеями, галереями, частными коллекциями многих городов в России и за рубежом.
Искусство Ованеса Лусегенова неоднократно отмечалось почетными грамотами, дипломами и премиями города, области, Союза художников и Министерства культуры России и СССР. В том числе медалями «Шувалов», золотой медалью Российской Академии художеств и золотой медалью Союза художников России.
В 2004 году Ованесу было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
В настоящее время Лусегенов активно занимается творческой деятельностью и является доцентом кафедры рисунка, живописи, скульптуры ЮФУ.
Искусство заслуженного художника России Ованеса Лусегенова органично соединило в своей основе традиции отечественной классики с лучшими достижениями палитры современной европейской реалистической живописи.,

Ованес Лусегенов родился в той старой части Ростова-на-Дону, что в прошлом являлась отдельным городком, основанным в конце XVIII века армянскими переселенцами из Крыма и называлась Ново-Нахичеванью. Как Нахиче-вань, означавшая в переводе "первый приют", так и Ростов, расстраиваясь, со временем слились в единое целое и сегодня Нахичевань-один из районов столицы Дона. Колония поселившихся в донском крае армян имела свои культурные традиции, которые на протяжении всей истории Нахичевани бережно сохранялись и развивались... 

После окончания учебы в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова в стенах которого Ованес Лусегенов постигал секреты живописного ремесла,в 1972 году он отслужил в Советской Армии и снова вернулся на свою родную тихую улочку, что покойно сбегает к Дону от центра Нахичевани. Начались суровые будни творчества, и долго у молодого художника еще не будет собственной мастерской, но именно с той улицы попадут в выставочные залы первые холсты, с которых и начнется художник Ованес Лусегенов. Уже потом, многими годами позже, когда что-то будет сделано, придет признание, в 1990-м он напишет полотно и назовет его "Моя улица"... 

...Рассматривая и анализируя первое десятилетие творческого пути Ованеса Лусегенова ,с объективной уверенностью можно отметить такие присущие ему качества, как цельность художественной натуры, стремление следовать собственной личной позиции в искусстве - не искать легких путей и не размениваться на дешевый, сиюминутный успех... Эти тенденции особенно явственно просматриваются в работах Лусегенова второй половины 80-х годов и, пожалуй, наиболее ярко в его тематических композициях. Именно в тот период художник создает образно-драматичные, напряженные по эмоциональному звучанию полотна "Дон,1945 год", "Я вернусь", "Непокоренные", "Камо" ... 

...Созданный художником во второй половине 80-х годов донской цикл не просто дань природе родного края, но и размышления автора о жизни человека в созданном богом мире, к которому мы должны и относится по-божески. В пейзажах Лусегенова человек не заслоняет собой природу, ибо он лишь ее органическая часть... 

...Приступая к работе над автопортретом, многие авторы часто стремятся рассказать в нем что-либо хорошее о своей личности. В "Автопортрете", написанном в 1989 году, где Ованес изобразил себя вместе со своим котом Федором, потерявшим еще где-то в полуголодном детстве свой пышный хвост, за что стал особо любим и почитаем хозяином, художник не столько изучает себя, сколько с доброжелательным пытливым интересом всматривается в нас. Кот не случайно соседствует с ним, расположившись на спинке стула. В понятии Ованеса любовь к природе, к животному миру должна стать естественным человеческим состоянием. Все больше и больше экология занимает мысли художника и проникает в его живопись, так же как и размышления о том, "кто мы, откуда и куда идем сегодня". Так в 1990 году Лусегенов пришел к циклу картин, воплощенному в четырех холстах: "Зависть", "Любовь", "Скупость", "Изобилие", - в которых по-своему пытался воплотить тему земных пороков и добродетелей. По словам художника, в сегодняшнее непростое и тревожное время трудно дойти до истины, чтобы сориентироваться в мире страстей человеческих, опираясь лишь на констатацию фактов. Среда в холстах того нового цикла художника условна, текуча, порою нереальна. Персонажи "Зависть" и "Скупость" целиком ею скованны, они в ней по-вязли, и нет надежды на избавление от ее пут. "Любовь" может быть утопия, мечта древнего человека, оно выражено в буйстве красок радости. 

Последние циклы работ Ованеса Лусегенова говорят о том, что время тревог нашего века нашло свое отражение в его творчестве. Это сказалось и на проявлении им интереса к отечественной истории, когда он работал над триптихами "Донщина" в 1989 году и "Донской атаман Степан Тимофеевич Разин" в 1990 году, решенными в эпическом ключе. Дальнейшие размышления художника о человеке, судьбе и времени его пребывания на земле определили его интерес к более древним преданиям. Так, естественным звеном эволюции его размышлений в творчестве явился цикл картин на библейские темы: "Рождество Христово", "Христос и Иоанн Креститель", "Исцеление" и "Христос и Пилат". Разумеется, приход Лусегенова к библейским источникам был обусловлен и подготовлен не только выше перечисленными причинами. Скажем, трудно переоценить роль всенародно торжественно отмеченной в 1988 году великой даты в истории нашего государства - тысячелетие крещения Руси в сфере возрождения духовности, уважения к вере человека в избранные им идеалы и духовные ориентиры. Были и другие предпосылки, расширившие познания и представления Ованеса о заинтересовавших его проблемах земного и вечного. Зачитывался "Жизнью Христа" Гегеля, проводил параллели с художественной трактовкой библейских образов у великих писателей. "Христос и Пилат" Лусегенова, пожалуй, наиболее значительная картина из его библейского цикла. В композиционном и колоростическом строе этого полотна нет отвлекающих моментов, деталей, не несущих смысловую нагрузку, формальных цветовых акцентов, ибо весь сюжет картины построен на диалоге двух главных персонажей, Христа и Пилата, между которыми тяжело дышит жаждущая крови толпа. В образной трактовке Лусегенова Пилат мудр и хотел бы избежать казни, заменив ее наказанием, но угрожающе колышущаяся толпа ввергает его в нелегкое раздумье. Пилат хоть и силен, но не всесилен и идти наперекор той, способной взбунтоваться массе людей он не решился. Христос обречен, беспомощен . Но не потерял достоинства человека. Реальность изображенной в картине сцены как бы оплавляется по краям композиции, говоря о зыбкости, призрачности человеческой жизни на земле. 

Таков сегодня донской живописец и график Ованес Лусегенов со своим миром очень разных интересов и представлений о жизни, человеке, о нашем времени. Художник увлекающийся, но не изменяющий своим человеческим и профессиональным принципам. А что он завтра скажет зрителю: - ведает, наверное, только бог, да он сам. 

(Валерий Рязанов Заслуженный работник культуры, искусствовед, старший научный сотрудник ростовского областного музея изобразительных искусств )