Родился 2 сентября 1943 года в городе Калач-на-Дону. Учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова с 1962 по 1967 год у Т. Теряева, В. Щебланова, В. Резниченко, Г. Михайлова. С 1975 года является членом Союза художников России.

В 1976 году награждён дипломом и премией Союза художников СССР, Министерством культуры СССР ЦК ВЛКСМ за картину «Вечер в Степи». С 1986 года является участником творческой группы «На Родине Шолохова». В 1999 году награждён дипломом Министерства культуры Ростовской области за победу в конкурсе «Картина года» («Слышен крик журавлей»). В 2003 году награждён дипломом Союза художников России за картину «Любовь и атом» на выставке «Россия-10». В 2004 году награждён дипломом Союза художников России на Х Республиканской художественной выставке в Москве. Награждён почетной грамотой Министерства культуры Ростовской области по итогам выставки «От мрака к свету».

Является лауреатом южно-российского литературно-художественного конкурса «Великий Вёшенец» к 100-летию М. А. Шолохова. 13 июня 2005 года награждён национальной золотой медалью М. А. Шолохова. В настоящее время живёт и работает в Ростове-на-Дону.

Валерий Кульченко-пейзажист. И его волнует проблема- что чувствует человек, сталкиваясь с природой? Как подготовлен он к этой встрече? Что он увидел, почувствовал? Как выразил? Драматическая напряженность его пейзажей всегда говорит о долгих раздумьях, исканиях. Всегда как бы подводит итог духовного развития самого художника.
У него редко возникают новые темы, мотивы-все идет по линии углубления, осознания сложной связи, касаний человека и окружающей среды. Поэтому художник долго вынашивает замыслы-они живут в нем, зреют, и часто он создает несколько вариантов одной и той же работы. В первые годы своей творческой жизни художник часто обращался к книжной графике. Но занимался не иллюстрацией, а скорее пытался осознать и выразить свое отношение к тому или иному писателю. Близки ему Чехов, Бунин, Хлебников.
Талант-всегда неожиданность. Кажется, Кульченко-лирик по характеру своего отношения, восприятия мира. Но когда начались трагические события в Чили, Валерий создает серию графических листов, «Стадион», в которых выразил свой протест против гибели людей, гибели культуры...
Большую роль в его творческой жизни сыграли поездки на творческие дачи-«Академическая», «Сенеж», им. Коровина в Гурзуфе, поездка в составе творческой группы советских художников в Польскую Народную Республику и работа на крупнейшем металлургическом комбинате «Новая Гута».
Одной из первых работ художника, получивших признание, явился пейзаж «Начало зимы. Первый снег.» Окраина деревни, пологий склон, поросший деревьями, пруд... В воздухе ощущение свежести, чистоты, того радостного возбуждения, которое всегда вызывает у человека первый снег. А вода еще не замерзла и кажется темной, холодной, бездонно глубокой. И это тянет к ней, притягивает и хочется нырнуть, уйти в эту глубину. Это сложное состояние радости, свежести, чистоты и в то же время затягивающей тяжести художник определяет для себя как магнит воды. В этом есть что-то изначальное, тайное в природе и человеке, но почувствовать это и выразить на холсте может только человек, умеющий слышать скрытую жизнь природы, ибо, как тонко заметил Пришвин: «Чувство природы есть чувство себя...»
Художник родился и вырос на Дону, а донская природа требует искренности, любви, долгого вживания в нее и только тогда раскрывается ее поэтичность, корнями уходящая в древность. В личном плане его более волнует дон, его среднее течение-Цимла, Калач, Серафимович. И многие его сюжеты возникли именно там, в среднем течении дона. Степной пейзаж всегда волнует его-дает чувство простора, дыхания.
Обращается художник и к жанру натюрморта. У него есть свой любимый круг предметов: это вещи, которые издавна окружают человека-пила, топор, лопата, кружка. В живой природе-подсолнухи, тыква, полынь. Они с детства вошли в сознание, живут в нем, волнуют и ему всегда хочется писать их.
Кульченко обладает счастливым даром одухотворять каждый предмет, мотив, явление, окрашивать их, наполнять человеческими переживаниями, чувствами. И у каждого холста художника есть своя внутренняя жизнь, тайна. Художник в начале своего творческого пути, и его талант с каждым годом обретает ту чистоту и легкость дыхания, которые обещают много радостных встреч с его творчеством.

(Александр Павлович Токарев (искусствовед, Член СХ РСФСР)


►ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА 2005г.