Родился 24 февраля 1963г. в г. Апшеронске Краснодарского края, в 1989г. окончил живописно-педагогическое отделение РХУ им. М.Б. Грекова, в 2007г. художественно-графический факультет Педагогического института ЮФУ. С 1985г. Кузменко является участником многочисленных областных, региональных и всероссийских выставок. Персональные выставки художника состоялись в 1993, 2009 и 2011гг. Член СХ России с 1997г., участник арт-группы «Зеленый остров», международной творческой мастерской «Синтел-Радуница», один из инициаторов и организаторов миротворческого проекта «Россия-Абхазия». Работы Кузменко находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Германии, Франции, Голландии, США, Швейцарии. 


     Отражаясь в своем искусстве, как в зеркале, художник в итоге остается по ту сторону созданного им мира, предоставляя зрителю право на поиски интерпретационных смыслов и собственные визуальные оценки. Творчество Алексея Кузменко предполагает широкую амплитуду зрительских впечатлений: от неискушенного взгляда, способного воспринимать живопись на первоначально-эмоциональном уровне по принципу «нравится — не нравится», до интеллектуально-утонченного, легко «считающего» узнаваемые живописно-пластические коды.
     Творческое мышление автора несомненно формировалось под влиянием художественных течений второй половины XIX — начала XX вв. — постимпрессионизма, символизма, неопримитивизма. Ему оказалась имманентно присуща гогеновская чистота ровного цвета, структурность мышления Сезанна, поэтическая ассоциативность образов Ван Гога, обобщенное видение сюжета и пространства, свойственные японскому искусству. В то же время художник тонко чувствует силу образного воздействия и эстетическую красоту древнерусской живописи. Кузменко успешно реабилитировал фольклорно-лубочное сознание, с его наивной выразительностью, простодушной искренностью, «детскостью» и чистотой помыслов. И можно только восхищаться художником, который разыскал в себе этот колодец «чистой воды», не замутненный жесткой прагматикой современной урбанистики. 
     Локализуя в своем творчестве различные стилевые потоки, автор сохранил фигуративность мышления и жанровую определенность, с особой симпатией относясь к пейзажу. Однако, в его понимании, пейзаж — это не «портрет» места или фиксация атмосферных явлений природы, скорее это синтетический образ, построенный на интенсивном «впитывании» окружающего мира и его «сгущении» в картину. Эквивалентом такого рода видения в первую очередь становится цвет. Кузменко не склонен к фовистскому «цветовому произволу», колорит его картин не выдуман, а лишь декоративно усилен и обобщен. Ультрамарин и кобальт неба, солнечные оранжевый и желтый, охры земли, изумруд зелени организованы между собой по принципам контраста или взаимодействия основных и дополнительных цветов спектра. Формируя эмоционально-колористическую ткань полотен, художник избегает экспрессивных взрывов, в большей степени стремясь к равновесию и гармонии. 
     Цвет у Кузменко конструктивен, он закрепляет и дисциплинирует форму, моделирует телесность и фактуру предметов, выявляет пространственно-ритмическую организацию планов. Помимо наложения цвета плоскостями и открытой, почти скульптурной живописной кладки, художник широко использует прием пуантельного мазка-стежка, изобретенного Ж. Сера. Раздельный мазок может быть применен им как базовый элемент структуры, создавая ощущения зыбкости и вибрации материи, или, напротив, положен поверх цветного фона, усложняя, колористический строй картины в целом. 
     Сюжетные вариации художника, даже при наличии повествовательной канвы, конкретных предметов и образов, многозначны. Зачастую это истории вне времени и географической определенности. Тяготея к декоративному варианту примитивизма, автор находит такие метафоры и лирические аллегории, которые способны вызвать широкую палитру ассоциативных откликов, то вполне определенных и ясных, то зыбких и неоднозначных. Смешиваясь, реальность и фантазия, рождают собственную условность. Сотворенный художником мир, рассчитан не только на зрение, но и на «вчувствование», он обостренно эмоционален, пронизан мечтой и фантазией, как сказка с хорошим концом. Но порой автора перестает устраивать такая благостная умиротворенность, и тогда появляется живопись иного рода, с психологическим накалом и символистской усложненностью. 
     В особом эмоциональном регистре выполнен цикл работ, связанный с ежегодными поездками художника на русский Север, в Архангельскую область. Этот мир, защищенный патриархальным бытовым укладом и устойчивыми традициями, постигается художником через категории малых величин. Выбирая простые мотивы, Кузменко выводит тематику своих работ на грань бытовой реальности. Он пишет деревянные срубы крестьянских домов и их скромное внутреннее убранство, минималистичный по своей гастрономии натюрморт, портреты людей, ощущающих «почвенное» родство с этой землей. О высоком уровне мастерства художника свидетельствует впервые представленная на выставке серия пейзажных этюдов. Исполненные там же, в Архангельской области, на одном дыхании, лирические по своей тональности, они соответствуют лучшим традициям русского реалистического пейзажа XIX в. 
     Сегодня Алексей Кузменко — в числе значимых художников на ростовской арт-сцене, член международной творческой мастерской «Синтел-Радуница» и объединения «Зеленый остров». Это яркая индивидуальность, творчество которого характеризуется уверенным профессионализмом, свободным владением языком формы и осмыслением энергетического потенциала цветовых масс. Для него живопись — это, в первую очередь, пространство внутренней свободы — насыщенной, сгущенной, заряженной собственными эмоциями. 
(Светлана Ольмезова, искусствовед, зам. Директора МСИИД по научной работе )


► ВЫСТАВКА АЛЕКСЕЯ КУЗМЕНКО 2011г.


►ВИДЕО "В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА КУЗМЕНКО АЛЕКСЕЯ"