19/11/1909 - 10/06/1997
Донской живописец Петр Степанович Келлер родился 20 ноября 1909 г. , умер 11 июня 1997 г. в Ростове-на-Дону.
В конце 20-х годов Петр Степанович учился в популярной и знаменитой на юге России художественной школе,основанной Андреем Семеновичем Чиненовым-безусловно, педагогом выдающимся, воспитавшим таких известных мастеров изобразительного искусства, как Александр Лактионов, Сергей Корольков, Евгений Вучетич, да и многих других, сделавших честь донскому и российскому искусству. Из педагогов Келлера по художественной школе, пожалуй, стоит выделить живописца А.И. Мухина, незадолго до этого "выписанного" в Ростов (из-за его способностей как живописца) из Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества, ученика великого Валентина Серова, блестящего рисовальщика, опытного и умелого композиционера и колориста.
После окончания учебы, примерно с конца 30-х до начала 60-х годов, имя П.С. Келлера не встречается в каталогах выставок донского искусства. Ныне известный в нашем крае художник (автор двух персональных выставок пастелей в Областном музее ИЗО) И.М. Медведев рассказывает о том, что Петр Степанович в 50-е годы жил в станице Семикаракорской и учил тамошних самодеятельных художников ремеслу живописцев, о чем они и поныне вспоминают с благодарностью. В фондах Ростовского областного музея изобразительных искусств среди четырех небольших работ Келлера несколько особняком воспринимается его "Интерьер музея", написанный в 1936-1937 годах. В нем видно мастерство автора не только в умении гармонично построить предметно-пространственную среду сложного интерьера, но и сохранить все, что художник посчитал эстетически ценным в каждом фрагменте этого пространства в материальном, декоративно-цветовом и тональном решении. До сих пор в Новочеркасске помнят уроки и советы Келлера-живописца. В Новочеркасске художник находился, очевидно, до конца 50-х годов, так как с начала 60-х и по 1973 г. Петр Степанович уже является преподавателем студии изобразительного искусства Дворца культуры завода Ростсельмаш, много работает творчески и начинает активно выставлять свои живописные работы на областных зональных выставках.
Петр Степанович работал, в основном, в жанре пейзажа, размером не более метра. Но в нем он уверенно властвует, моделируя сферу и попавшую в неё материю предметного для человека мира, будь то "Зимний день", "Азовское море", "Ранняя весна", "Донские косогоры", "Осенний мотив". В этих живописных композициях, написанных широким, формообразующим мазком, цветовые массы внутренне по-особенному напряжены и колористически активны. Даже если его работы кажутся фрагментарными, в них, внушением автора, мы можем любоваться чередованием далей, наплывом облачной гряды или просто пеленой летнего марева, красиво и тонко подчеркивающего водяную гладь во время весеннего разлива или влажную прозрачность первой зелени.
В 1964-1967 годах П.С. Келлер участвует в крупных региональных выставках. Его принимают в члены Союза художников. Мастер продолжает воспитывать молодых художников в Студии ДК Ростсельмаш и, как прежде, с этюдником ходить по донской степи в поисках сюжета. Петр Степанович пробует себя в акварельной живописи и не безуспешно, о чем говорят композиции, хранящиеся в фондах Ростовского областного музея краеведения и выполненные в этом материале: "Вяжут сети", "Везут хлеб на мельницу", "Сбор винограда на Дону". В них тоже Келлер, пытливый и зоркий художник.
(Валерий Рязанов, искусствовед, ст.н.сотр. Ростовского областного музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ)