Родился в городе Азове в семье рабочих. Рисованием занимается с раннего детства. В 1978 году закончил учебу в Областном доме Народного творчества, получив профессию художника-дизайнера. Участвовал в городских и художественных выставках. В числе ведущих художников галерей ЮЛА участвовал в 1991 году в Международной ярмарке «АРТ-МИФ» в городе Москве, где галерея была занесена в десятку лучших галерей страны. Василий Жеребило также участвовал в Международных выставках и ярмарках «АРТ-МИФ» (город Москва 1993 год), «Весенний салон» (город Санкт-Петербург 1992 год), Биеннале новейшего искусства (город Санкт-Петербург 1992 год). Произведения художника есть в Музее современного искусства (город Санкт-Петербург) и частных коллекциях Европы и США. 


Василий Жеребило — художник из Азова 
В начале 1990-х годов в галереях городов юга России, Москвы, Санкт-Петербурга появились яркие, привлекающие внимание картины. При первом же визуальном знакомстве в глаза бросалось явное сходство с приемами живописи столпов европейского искусства XX века, прежде всего, с произведениями сюрреалистов, а также Матисса, Эшера и некоторых других. Но внимательный анализ говорит все-таки в пользу художника. Он не так прост, хотя и не особо затейлив, и подкупает своим точным природным чутьем чувством цвета. Иногда это достоинство живописи называют культурой цвета, но мы думаем, что в большинстве случаев — это врожденное чувство одаренного живописца. 
Прогретый солнцем юг рождает очень талантливых людей. Вот таким нам представляется художник, выросший на берегу реки Дон, — Василий Жеребило. Любимым занятием с юных лет было рисование. Его можно назвать самородком, так как систематического художественного образования он не получил. Нуждаясь в профессиональных навыках и знаниях, он окончил в Ростове годичные курсы для художников-оформителей при Областном Доме народного творчества, этим и ограничился. Искусство же занимало его постоянно, и в его мире Василий тяготел к самовыражению. 
Началось это еще в школе, когда, отвлекаясь от учебных занятий, он практически погружался в образы своих рисунков. Немного позже он серьезно занялся живописью. Старт, и довольно удачный, был дан в 1991 году,- В. Жеребило в числе представителей арт-галереи ЮЛА впервые участвовал в международной выставке-ярмарке «Арт-миф», состоявшейся в Москве в здании Манежа. Следующая выставка состоялась через год, в 1993 году. В промежутке между 1991 и 1993 годами живопись В. Жеребило была представлена еще в двух международных выставках, на этот раз в Санкт-Петербурге: Биеннале новейшего искусства и на «’Весеннем салоне». Эти выставки стали событиями в жизни молодого художника, он не только смог увидеть свои произведения на фоне других, что конечно всегда способствует анализу и творческому росту, но и оказался в гуще новых идей и устремлений. Динамичному творческому развитию В. Жеребило способствовало и личное знакомство с известным ростовским живописцем Т.Ф. Теряевым, оно состоялось тогда же, в начале 1990-х годов. Опытнейший педагог и замечательный художник, Т. Ф. Теряев сыграл важную роль в судьбах нескольких, сегодня заметных и интересных живописцев города Ростова-на-Дону, — В. Чубарова, В. Чекмарева, В. Жеребило, притом, что они формально не были его учениками. В. Жеребило вспоминает: «Я тогда начал подпитываться от него и стал больше разбираться в цвете. Мы общались, разговаривали о многом. Он показывал мне свои работы, я привозил к нему в мастерскую свои. Я начал видеть то, чего раньше не видел в живописи». 
Природное чувство цвета, безошибочное ощущение тонального единства красок, позволяли В. Жеребило создавать картины декоративные и, зачастую, изысканно, элегантно цветные. Это, конечно, сразу привлекло к нему внимание. Из последних работ впечатляет смуглая красавица в экзотическом головном уборе из ярких красно-розовых цветов. Её красота не столь жива и пластична, как у таитянок Гогена, она — идеальна, но идеальна, если можно так сказать, в измерении эстетических трансформаций XX века. В ее образе скрыта магнетизирующая агрессия. Подобные холодновато-идеальные, сексуально-агрессивные женские образы проходили сквозь творчество Сальвадора Дали и Рене Магритта. Старик Фрейд, как всегда, прав, — искусство сплошь и рядом заряжено эротическими фантазиями , заразительными всплесками либидо. На бронзово-смуглом лице красавицы сияют, подобные звездам, синие глаза, и этого достаточно, чтобы картина пользовалась успехом. Краски, взятые в полную силу, буквально звенят в образе этой Нефертити XXI века. 
Из разговора с художником узнаем о том, как он понимает цель и перспективы современного искусства. В. Жеребило: «В самой живописи можно развиваться до бесконечности. Искусство нужно для того, чтобы люди друг друга не поубивали, стали добрее. Изначально искусство стремится к гармонии, а гармония — это чистота души, спокойствие...» Калейдоскоп образов, навеянных реалиями жизни и вымышленными сюжетами, а иногда с нами, приближает его творчество к области сюрреализма. Сам автор определяет направление собственного творчества как сочетание минимализма и сюрреализма. Вот, на первый взгляд, простой натюрморт,- горшок с растением, рядом с ним белая чашка, — композиция тривиально-постановочная. Однако, контрасты драпировок бежевого, черного, темно-красного цветов, являясь мощной цветовой доминантой, снимают пелену обыденности в картине. В творчестве многих европейских сюрреалистов встречается такой прием,- наложение разных по своей пространственной пластической природе способов изображения. Это, как во сне, позволяет автору достичь остроты, новизны звучания в, казалось бы, банальных явлениях. В живописи В. Жеребило есть множество и других признаков его приверженности сюрреализму. Начнем с того, что картин, в которых художник обращается к классическим средствам выразительности сюрреализма в живописи, подавляющее большинство. Он очень часто применяет повторы изобразительных элементов в пространственных планах своих картин («Ветерок с океана», «Подстольный пейзаж»); использует обманки, выворотки позитив-негатив («Храм Посейдона»); разномасштабные сопоставления одних и тех же элементов («Глаз улитки»). Пожалуй, главным признаком сюрреализма является образная структура его произведений: «Высокая мода и алые паруса», «Огни большого города», «Пересечение измерений», «Африканский чай», «Трансформация женщины», «Чернокожая». Важную роль в них играют произвольные сочетания предметов, несущих культурно-исторические ассоциации (статуя Будды, дирижабль, арка, рюмка, парусник, раковина, яйцо), и включенные в академические формулы пейзажных построений. 
Художник, хочет писать «гармоничные картинки», воплощать «свои идеи». «Пизанская башня, увиденная взглядом нетрезвого человека», «Подстольный пейзаж», "Осень","Карнавальные шляпки","Плывущий Колизей«, «Чернокожая», «Бери да пей!». Цель творчества — создавать такие работы, чтобы они приводили зрителей в восторг. 
Произведения В. Жеребило трудно включить в рамки традиционных жанров живописи, — они их перерастают, вываливаются из них, выплывают. «Летящие миги», «Правильно», «Русалки на ветвях сидят», «Летучий голландец». Прямо-таки «Джуманджи» какое-то! Некоторую иронию провоцирует сам художник. То, что было в 20-х годах XX века новым серьезным приемом, скажем, серийность (ритмичная повторяемость) изображений у бельгийца Магритта, прием, который способствовал «отстранению» реальности с целью вскрыть или намекнуть на её истинную сущность, в работах нашего автора, — похоже на игру с формой. Серии трансформаций некоторых элементов в картинах Василия показывают внутреннюю скрытую в повседневности динамику природы. Они же дают повод для написания очередной красочной картины. Возможно, такой подход к занятию искусством и позволил автору говорить о «минимализме» в своем творчестве. Фантастические образы отражают сиюминутные эмоциональные состояния автора, работу его подсознания. А, с другой стороны, отчасти раскрывают путь формирования стиля живописи В. Жеребило. Питательной средой сегодняшних фантазий живописца стали маргиналии школьных лет, фантазии, рисованные на полях тетрадей. Им свойственны «очеловечивание» предметов неживой природы; обыгрывание классических символов: арки, яйца, стола, песочных часов и тому подобного. Они давно и в значительной степени превратились в «парки бормотанье» (Пушкин), в «сон разума» (Гойя), в «отстраненную реальность» (Блок, Белый и другие русские символисты). И даже если сегодня подобный способ самовыражения связывают с фиксацией «потока сознания» (Фолкнер), то источником, без сомнения, явилась питательная среда культурных традиций романтизма. Она была так богата и так многогранна, что смогла не только оставить нам голограмму своего времени, но и создать некий инструмент, с помощью которого художник (вообще) может проводить нас (зрителей) «коридорами времени», реконструируя образы разных эпох, разных культур, разных эмоционально-духовных состояний. Такая живопись привлекает возможностью в едином творческом порыве объединить усилия автора и зрителей в творческом медитативном стремлении к истине. Категория времени в такой живописи это всегда некая абстрактная вечность. Общее эмоциональное состояние невозмутимо-спокойное, позитивное, стабильное. Все эти характеристики роднят сюрреализм с искусством классических форм, и позволяют этому течению с почти столетней историей оставаться актуальным до сих пор. Сюрреализм привлекает художников разных стран, и можно с удовлетворением отметить, что Василий Жеребило, художник российского юга, стал одним из самых последовательных его представителей. 

(Кривцова Ольга,Искусствовед, кандидат искусствоведения, Доцент кафедры изобразительного искусства ФИИ ПИ ЮФУ, Член Союза художников России.)