26/02/1948 - 25/03/2004
Художник, искусствовед, график. Заслуженный художник РФ с 1997 г.
Член Союза художников с 1985 г.
Работал преимущественно в технике цветного офорта.
Родился в г. Кисловодске ,Ставропольского края. Окончил Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт (1972), Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, аспирантуру (1979). Кандидат педагогических наук.
В.А.Басманов активно участвовал в художественных выставках в России и за рубежом.
Профессор кафедры изобразительных искусств Владимирского педагогического университета.
Работы находятся в Музее современного искусства в Москве, Музее Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской в Ростове-на-Дону, а также в частных собраниях в России, Украине, Франции, США, Германии, Японии, Италии, Голландии, Великобритании, Греции, Чехии, Швейцарии, Венгрии, Испании, Польше, Австрии, Израиле, Норвегии, Южной Корее, Индии, Австралии, Латвии и др.
Постоянный участник городских, региональных,всероссийских и международных выставок 1989-2004 гг.
Лауреат премий на международных выставках графики в Канаде, Испании России.
Пейзажи В. Басманова
Серый день, возможно, светлые летние сумерки. У пустынного берега озера — одинокая лодка.
Точность найденного образа, обращенного к глубинным пластам нашего сознания, памяти — характерная особенность творчества художника В. Басманова. Сюжеты гравюр закрепляют невысказанные словами важные эмоциональные переживания. Возможно, каждый может вспомнить виденные когда-то ночные облака, за ними — диск луны, ее бледный отсвет на траве. Но лишь у художника в его работе их медленный ход рождает безотчетное влечение в черноту, напоминающую о смерти.
В гравюре «Луна» (1991 г.) — черная изба у светящейся реки с бесстрастно правильным кругом луны на черном небе. Все это рождает мысли не только об одинокой жизни в этом конкретно доме, но и об одиночестве как таковом.
Меньше всего в его гравюрах того, что в пейзаже встречается, пожалуй, чаще всего — это impression — стремления запечатлеть мимолетные примеры данной местности в данное время. Если мы сравним творческий акт с разговором художника с природой, то impression — это светский разговор очарованных друг другом приятелей. «Разговор» у В. Басманова будет напоминать беседу двух давно знающих друг друга людей и проникновение в суть вещей собеседников. Пейзажам В. Басманова свойственны качества высокой философской мысли; точность, глубина высказывания, четко расставленные акценты, выявление главного. С годами работы художника становились более лаконичными по своему изобразительному языку. Достаточно — чистого пространства неба, земли и далекой полоски леса. Эти три необходимых составляющих русского пейзажа дают бесконечное множество действительно разных, как сама жизнь, вариантов. Особой притягательной силой художника обладает линия горизонта, образуемая полоской леса между пространством неба и земли. Устремленные в небо конусы тополей и стога, находящие свое место на взгорках и ложбинах полей. Лишь стаи птиц да медленно плывущие облака вторгаются в эти от века бесконечные пространства. Очевидно, таково пространство души художника, и сверх этого необходимого ей будет тесно.
Вначале удивляет полное отсутствие людей в гравюрах, их среднерусская пустынность, но потом становится ясно, что «человеческий фактор» представлен самим художником, а изображенное есть частное владение его души. Оставшись один на один с природой, лучше понимаешь безмолвный мир. Возможно, в ее про-сторах душа находит себя, припоминая, по Платону, о своем былом величии.
Художник работал в редкой для нашего времени технике цветной акватинты (разновидность офорта). Лишь В. Басманову в этой технике удавалось добиться таких глубоких бархатных черных тонов и как бы мерцающих поверхностей. Строгую композицию графических листов отличает особая элегантность. Удивительной красоты колористические решения гравюр особенно увлекают, когда видишь различные цветовые варианты одного сюжета — своеобразный фильм, в котором вместе с цветом постепенно меняется время суток, теплые тона сменяются холодными, возникают цветовые усложнения. По сути дела, в каждом новом оттиске мы имеем дело с совершенно самостоятельным произведением.
И еще об одном свойстве гравюр В. Басманова: они легко вписываются в современный интерьер, придавая ему качества, свойственные им самим, —
соразмерность и чистоту, помогают его обитателям отрешиться от суеты, всего второстепенного и сосредоточиться на главном.
(0. Григорьева искусствовед МЦХ)
Владимира Басманова я знал более 35 лет, с его студенческой поры, и все эти годы старался следить за творческим становлением его яркой неординарной индивидуальностью, в качестве одного из самых интересных и своеобразных мастеров современной русской графики. Основными составляющими этой творческой личности являлись, как мне кажется, редкостное трудолюбие и настойчивость в достижении цели, верность сложной, но благодарной технике офорта, прежде всего, цветного, преданная любовь к русской природе и русской деревне. Как художник Владимир Басманов развивался не однолинейно, а в разных направлениях, однако вектором этих исканий служит сильно и по-своему выраженное лирическое начало, неравнодушие художника, не переходящее при этом в непредсказуемое своеволие, но оставляющееся в пределах объективного мировосприятия. Эволюция художника, на мой взгляд, в его устремленности к отточенной лаконичности изобразительного языка, неразъемному единству пейзажной лирики с обостренным ощущением эпической природы пространства. И эта не показная, не декларативная, но изначальная, органическая эпичность воспринимается структурообразующей константой художественного образа, величавость которого приобретает порой символическое звучание. В эпоху глубокого и затяжного кризиса многих духовных и гуманистических ценностей, беспредела крайних проявлений постмодернизма, поставивших под сомнение эстетические критерии, творческий потенциал реалистического метода, искусство Владимира Басманова и его единомышленников, продолжающих традиции отечественного искусства в лучшем смысле понятия, представляется особенно актуальным, своевременным, жизнеспособным.
(Г. Островский. Доктор искусствоведения, профессор )
Художник о себе
Более двух десятков лет назад, будучи студентом художественно-графического факультета, я намеревался стать художником, что впоследствии и произошло. Однако и в ту пору, и в последующие годы меня интересовали и история, и теория изобразительного искусства. Должен отметить, что значительную роль в возникновении этого увлечения сыграл преподаватель истории искусства, ныне доктор искусствоведения профессор Г. С. Островский. В те студенческие годы и была опубликована первая моя статья. Во время учебы в аспирантуре при кафедре живописи МГПИ им. В. И. Ленина и в последующие годы по заказам журналов «Художник», «Юный художник» и «Искусство» написал ряд статей, посвященных проблемам формирования цветотонального строя в живописи, а также творчеству отдельных художников. Несколько отдельных статей было опубликовано в сборниках ученых записок.
В последние полтора десятка лет преимущественно писал о творчестве современных, в основном владимирских художников. Основным своим делом считаю практическую работу в графике и живописи. Для меня на первом месте прежде всего цветной офорт. Думаю, что давний интерес к теории принес мне как художнику немалую пользу. Я считаю, что работа в искусстве — не столько собственное творчество художника, сколько служение творцу. Если художник осознал это, можно считать, что он в меру своих возможностей занимается творчеством. Считаю, что, вглядевшись в себя, распознав свои сильные и слабые стороны, должен положить все силы на реализацию своего положительного потенциала. Главное — насколько полно ты раскрываешься как художник.