... У него славянская чувствительность,
которую жизнь во Франции не утолит.
Казак, он им останется до самой смерти...
Ив Блакьер

     Искусство Георгия Калистратовича Артемова российскому зрителю еще предстоит открыть. Русский по рождению, казак, усыновленный Францией, он до конца дней своих тосковал о донской степи, вольном Доне, земле щедрой и богатой, где и небо выше, и звезды ярче. Его творчество не только соединило в себе культуру двух стран, но и стало отражением бурных художественных процессов, происходивших в первые десятилетия ХХ века.

     Георгий Калистратович Артемов родился 17 февраля 1892 года в станице Урюпинской, где его отец был врачом и атаманом. Через всю жизнь пронес Георгий воспоминания своего казачьего детства. Оказавшись во Франции, он неоднократно пытался найти природу, близкую донской...
Можно предположить, что начальное художественное образование Артемов получил в Ростове, в рисовальных классах, возглавляемых И. С. Богатыревым, выпускником Российской Академии художеств, и замечательным художником, и педагогом А. С. Чиненовым, методы преподавания которого получили признание на всемирной выставке в Париже.
На развитие Георгия Артемова не могла не оказать воздействия активная художественная жизнь города на рубеже веков. Артистическое общество, затем Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств способствовали созданию библиотеки, городского музея, театров, проведению художественных выставок.
     Ежегодные весенние выставки были хорошей школой для молодого художника. Первоначально как зритель, затем как участник этих выставок он знакомится с выдающимися мастерами русской реалистической школы, представителями различных художественных направлений, такими как И. К. Айвазовский, А. К. Саврасов, К. А. Савицкий, М. С. Сарьян, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, И. Е. Репин, А. М. Васнецов и др.
Трудно предположить, как сложилась бы творческая судьба Артемова, останься он в России. Но по тем немногочисленным свидетельствам, которые не были уничтожены ни временем, ни революцией, ни пламенем двух разрушительных войн, ясно, что на Дону вырос одаренный молодой художник Георгий Артемов, который заявил о себе в 1911 году на персональной выставке и был замечен художественной критикой...
    К 1911 году Артемов уже пережил этап безоглядного увлечения французским искусством, и даже техника пуантилистов не задержала надолго его внимания ...
Дальнейшая учеба в Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской К. А. Коровина дополнила образование, начатое в Ростове, подготовила его к встрече с Парижем. К сожалению, сведения об этом периоде жизни Георгия Артемова незначительны. Поэтому особую ценность представляет интервью, взятое в 1962 году во Франции у Георгия Калистратовича Мишелем Рокбером. «Я прибыл в Москву в то время, когда реализм был там в моде, сильный, мощный реализм. А импрессионизм и фовизм начинали только доходить из Парижа, и было удивительно видеть молодого импрессиониста, который прибыл из степей»...
     Одним из сильных впечатлений, полученных в столице молодым провинциалом, был революционный климат: «... Станиславский, например, этот человек полностью обновил театр, и моя мать знала, что он был революционер...».  Благодаря связям матери в среде художественной интеллигенции состоялось знакомство Георгия со Станиславским, Мариной Цветаевой, томик произведений которой, подписанный ему в стихах, хранится в семье дочери Артемова. В это же время состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским, но уже благодаря своему товарищу ростовчанину Александру Черныху, который в годы учебы в московском училище жил в одной комнате с Маяковским, и карандашный портрет Александра Георгий сделал в 1912 году. Так формировалась среда общения, которая оказала влияния на дальнейшую судьбу художника. С Мариной Цветаевой впоследствии он встречался и в эмиграции в Париже.
    Учась в Москве, Артемов не порывает связь с Ростовом и уже в 1912 году участвует в выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками в помещении на углу Б. Садовой и Большого(Столыпинского) проспекта. Г. Артемов показывает тридцать два произведения, среди них: «Автопортрет», «Белая ночь», «Богатырь», «Дума», «Портрет госпожи К.», «Грузинка», «У пианино», «эскиз головы», «На балконе» и др., которые Н. Лаврский, наблюдавший за творчеством молодого художника, отмечает в своей рецензии и делает выводы об Артемове: «... художник с большим дарованием»...
    Прекрасное образование, полученное Г. Артемовым в Москве у замечательных мастеров русской живописи, атмосфера творческих поисков в живописи, поэзии, театре, заложили основу творческого багажа, с которым молодой, но профессионально уже состоявшийся в декабре 1913 года отправляется в Париж, получив стипендию за успешное окончание училища.
     Париж ошеломил его. «Я потерял мою технику, и я почувствовал себя полностью оторванным от корней»,-вспоминал спустя годы Г. К. Артемов. Знакомство с А. Модильяни, Ж. Сутиным, Кремень, О. Задкиным, Пассеном, П. Пикассо позволило ему не только почувствовать себя парижанином, но и познать художественную жизнь Монпарнаса изнутри. Он поселился на Монпарнасе в мастерской Осипа Задкина. Друзья часто встречались в Ротонде, ходили из одной мастерской в другую, обмени-вались идеями, рисовали, спорили об искусстве. «Однажды я увидел маленького хулигана в американской кепке, мне сказали, что это Пикассо». Пикассо рисовал на куске газеты гуталином, чем очень поразил Артемова. Позже они не раз состязались в умении быстро вписать обнаженную человеческую фигуру в произвольно поставлен-ные на листе бумаги точки. Открытием для Г. Артемова стал кубизм, который господствовал во французском искусстве в то время. «Кубизм все во мне пере-вернул... но я не хотел следовать этому направлению. Понемногу я его изжил, но я никогда не был кубистом». Так он определил свое отношения к кубизму и в дальнейшем не раз подчеркивал, что в искусстве всегда шел своей дорогой.
      Жизнь во Франции поглощает его, он чувствует себя парижанином и готов разделить участь страны, вступившей в первую мировую войну, став ее защитником. В 1914 году Артемов добровольно вступает во французскую армию и принимает участие в самых смертоносных боях на фронте Шампань, за участие в которых был награжден медалью. Тяжело раненный, он долгие месяцы провел в госпитале, продолжая заниматься живописью. Сохранилась фотография тех лет, на которой Георгий изображен на больничной койке с картинами у изголовья. Об участии в войне, чуть было не стоившей ему жизни, Артемов не любил говорить, считая это сугубо личным делом, не имеющим ничего общего с живописью.
     Едва став на ноги, в разгар революции в декабре 1917 года Г. Артемов возвращается на родину в Новочеркасск, чтобы повидаться с родными. Как парижанин, он участвует в выставке 1918 года с тремя произведениями: «Цветы», «Яблоня в цвету» и «Продавщица майолики», каждое из которых на момент выставки было уже куплено А. С. Черновым, М. З. Бельским и Ф. С. Генч-Оглуевым. До нас дошли лишь «Продавщица майолики», попавшая в музей, вероятно, после национализации коллекции Ф. С. Генч-Оглуева, судьба остальных произведений неизвестна. В годы гражданской войны на Дону он становится невольным свидетелем трагического противоборства, видит смерть и разруху, и в нем все сильнее зреет желание вернуться во Францию к с своим картинам, в покинутую мастерскую, к своим друзьям.
     Это было не бегство от Родины, а скорее неистребимой жаждой творчества, ставшего для него невозможным в России в те бессмысленно жестокие годы. Артемов разделил участь многих русских, выброшенных гражданской войной из России в Константинополь...
     Уже в 1921 году в Турции Артемов становится участником выставки в казармах Мак-Маон. Здесь Георгий знакомится с молодой художницей Лидией Никаноровой, которая становится его другом, любовью, островком светлых воспоминаний о покинутой Родине. Эта хрупкая женщина с большими ясными глазами понимала и разделяла его устремления...
     Приехав в Париж в 1922 году, он добивается разрешения на визу во Францию и для Лидии. Их встреча состоялась в августе 1023 года. С этого времени, несмотря на трудности обустройства новой жизни, для Г. Артемова начинается светлый период жизни... Каталоги этих лет, газетные заметки подтверждают, что наряду с живописью Артемов успешно выставляется как скульптор...
     С 1931 года Артемов активно участвует в выставках художников-анималистов в галерее Э. Брандта в Париже. Мир природы и животных находит отражение в его скульптуре. Он становится членом ассоциации анималистов, а его скульптуры
неизменно находят покупателя...
     В эмигрантском журнале «Мир искусств» в обзоре выставок, проходивших в Париже, также есть строки, посвященные Артемову: «В этом „Салоне художников-декораторов“ среди второстепенных вещей мы найдем и несколько работ русских художников... среди которых, однако, особого упоминания заслуживает лишь интересная резьба по дереву-скульптурное панно из корсиканского ореха молодого Г. Артемова»...
     После смерти Лидии(1938 г.)он обращается к религиозной теме и пишет «Пиету», где в образе Христа изображена Лидия с исхудавшим, безжизненным телом, точно переданным характерным жестом руки...
Живописные произведения с изображением Христа- «Человек как он есть», «Обнажение»-посвящены теме страдания...
     В 1940 год -год вступления немецких войск на территорию Франции. Не будучи французским подданным, Артемов, спасаясь от гестапо, вынужден бежать на юг, сначала в Кастельнодари, Тулузу, затем в Сорез, где остался на целых десять лет.
     Здесь он познакомился с поэтом и замечательным человеком, ставшим его другом, Жо Буске. Он женился на художнице Жанне Астр, которая в трудный период жизни поддержала его, защищала от опасностей оккупации. В Сорезе в 1945 году родилась дочь Мария... В 1948 году Артемов принимает французское гражданство...
     В 1952 году с маленькой дочерью и женой он переезжает в Ревель, где у Жанны был дом. Их мастерская становится центром культурной жизни города, там ставятся спектакли, встречаются художники, поэты, артисты...
Бесспорно, творчество Артемова с годами все больше несет на себе отпечаток европейской художественной культуры, в центре развития и формирования которой он оказался...
     «Конечно, влияние русского происхождения всегда чувствуется,-отмечается в одной из парижских газет в 1953 году,-но оно смягчается французскими качествами нежности и оттенками такого рода, как смесь естества и чего-то нового, все это
создает форму самобытного искусства, блестящего и гуманного»...
     В шестидесятые годы здоровье его ухудшается. Он понимает, что уже никогда не увидит землю своих предков, но незримые связи души все чаще тянут его мысленно в донскую степь, где он видит себя едущим на коне рядом с рано умершим братом. Они поддерживают друг друга в этом безнадежном пути в неведомое. Его живопись темнеет, образы приобретают драматическое звучание. Последним посланием художника живущим становятся «Всадники Апокалипсиса», «Раненый всадник», «Похороны художника», «... В каждом из его полотен есть эмоциональный разряд, настолько сильный, что его нельзя не почувствовать», в них-и прощание с прошлым, и обращение в будущее.

(Скопцова Галина Сергеевна - искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств (1981—1998), директор Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова(с 2000г.)


Основные даты жизни
1892
Георгий Калистратович Артемов родился в станице Урюпинской на Дону. Отец, Калистрат Артемов, военный врач, атаман станицы. Мать, Матрена Данов, медицинский работник; рисовала, интересовалась театром. Братья: Петр, Иван, Дмитрий. Сестра Анна-музыкант.
1899—1905
Новочеркасск. Донской Императора Александра III кадетский корпус.
1906—1907
Ростов-на-Дону. Учеба в рисовальных классах.
С 1908
Участие в выставках Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств.
1809—1913
Москва. Учеба в Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской К. А. Коровина. Получает стипендию для учебы за границей.
1913, декабрь
Франция. Париж. Знакомство с Задкиным, Модильяни, Сутиным, Пасиным, Кремнем, Пикассо. «Это блестящая эпоха Монпарнаса и Ротонды»(из сведений, предоставленных дочерью художника М. Артемовой-Теста)
1914, 26 августа
Вступает в 1-й Иностранный полк, участвует в боях в Шампании, Прюней-на-Марне.
1915, 10 февраля
Ранен. Награжден Военным крестом.
1916, 3 января
Находится на излечении в Бур-Сен-Морис, подружился с семьей Помпиньян, которая была с ним всегда в трудные моменты его жизни.
1917, ноябрь-декабрь
Возвращается в Россию, в Новочеркасск, где в то время жили его родители.
1920
Покидает Россию, временное место жительства-Константинополь. Знакомится с молодой русской художницей Лидией Никаноровной.
1921
Вступает в Союз русских художников за рубежом и выставляется в Таксиме в казарме
Мак-Маона.
1922
Возвращение в Париж. Приезд Лидии. Устраивает в Рюш, выполняет небольшие скульптурные работы.
1923
Расписывает на темы русского фольклора ресторан «Кавказский подвальчик» на
Монмартре. Встречает судовладельца Шеманте, который становится его другом и меценатом.
1924
Переезд на Корсику, которую «белые русские» открывают для себя и сравнивают ее с Кавказом. Георгий и Лидия дружат с семьей кинематографистов Туржанских и их другом Пименовым, который создает декорации для кино.
1925
Георгий и Лидия вступают в Союз русских художников в Париже и организует праздники, привлекающие интерес всего Парижа. Часто бывают в Бонифачио (Корсика). Георгий занимается скульптурой и пишет знаменитые натюрморты с рыбами
и пейзажи, которые останутся довольно редкими в его творчестве. Они подружились с семьями Варси, Лантьери, Максиола. «Эта великолепная дружба пересечет поколения» (м. Артемова-Теса).
1927, 28 июля
Женился на Лидии Никаноровой.
1927—1938
Участник выставки в Салоне художников-декораторов. Неоднократно награждается медалями.
1928
Покупает в Бонифачио корабль «Франсуаза». Воспоминания детства на Дону, любовь к Лидии,- Корсика останется для него самым счастливым периодом его жизни.
1930
Совместно с Лидией выставляется в Париже в галерее «Мост искусств». Получает медаль в салоне художников-декораторов, признание. Улучшение материального положения позволяет купить небольшой дом в Кламар, где находится русская община.
1931—1938
Участие в выставках художников-анималистов в галерее Эдгара Брандта. Активное участие в выставках русского и французского искусства, в галереях Парижа.
1931
Его произведения опубликованы в журнале «Русское искусство». Участие в международной колониальной выставке в Париже во Дворце искусств.
1937
Участие в международной выставке в Париже, получает премию.
1938, 2 августа
Умирает Лидия. Это больше, чем смерть жены, друга.
1940
В связи с оккупацией Франции Германией укрывается на юго-западе в Кастельнодари, затем в Тулузе. Продолжает работать. Создает два панно «Охота на львов», алтарь и витраж для церкви Криста Руа в Тулузе.
1942
Женится на Жанне Астр, художнице, которая защищала его в годы оккупации, стала его поддержкой в трудные моменты жизни.
1945
Рождение дочери Марии.
1945—1952
Живет в Сорезе. «Эта эпоха в жизни Артемова будет мирной остановкой. Он охотится, заводит друзей, его живопись лучиста. Он выставляется регулярно в Ницце, Каннах, Монпелье и Каркассонне, где он дружит с Буске» (М. Артемова-Теста).
1948
Принимает французское гражданство.
1952—1960
Переезд в Ревель, в дом Жанны. Участвует в выставках в провинции и в Париже, создает серию живописных картин. Георгий и Жанна оживляют культурную жизнь Ревеля своей мастерской и театральными постановками. Часто выезжают на побережье к морю, так необходимое Георгию; встречается с друзьями Франсуа Денуайером, последний раз видится с Пименовым.
1960
Здоровье Георгия Артемова ухудшается. Его тяготит мысль, что он никогда больше не увидит свою родину. Он замыкается. Его жизнь состоит из работы и одиночества. «Редкие и верные друзья сопровождают Геогрия на этом пути, его живопись темнеет. „Всадники Апокалипсиса“, „Раненный всадник“, „Похороны художника“ станут его последним посланием» (М. Артемова-теса).
1965, 9 июля
В Ревеле умирает русский художник, для которого второй родиной стала Франция,-Георгий Калистратович Артемов